Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Автор | Сообщение |
---|---|
Ирина_ 2008 |
О поминовении усопших на Страстной и Пасхальной седмицах
|
|
Как поминать усопших в дни Страстной и пасхальной недель? Можно ли устроить поминки? Можно ли молиться об умерших? Правда ли, что те, кто умирает на Пасху, попадает в рай? Протоиерей Валентин Уляхин Священник Валентин Уляхин , д-р экономических наук, доцент, преподаватель кафедры Священного Писания Ветхого и Нового Завета ПСТГУ, рассказал сайту Православие и мир о поминовении усопших на Страстной и Пасхальной седмицах. Записал Александр Филиппов Перефразируя слова Господа Иисуса Христа, можно сказать, что «усопших всегда имеете, а меня не всегда». Мы усопших всегда имеем, а Страстная и светлая седмицы бывают один раз в году. Церковь это единое Тело Христово и мы едины со всеми христианами в пространстве, но также и во времени. Мы молимся за усопших, потому что мы их любим и мы едины с ними во Христе. Любовь — это подвиг самоотвержения и Устав, руководствуясь любовью, налагает такой подвиг, ограничение, общую епитимию, на поминовение усопших в этот период. На Страстной седмице мы вспоминаем Его Тайную вечерю, суд Пилата, крестные страдания, и должны все свои мысли посвящать этому. А на Пасху мы радуемся тому, что Христос воскрес и победил смерть, и эта радость тоже заменяет нам собой все. Есть три уровня молитвы: келейная, общецерковная и молитва священника перед престолом. Что касается келейного правила, христианин может всегда молиться за усопших, даже на Пасху, сколько просит сердце. Второй уровень – общецерковные молитвы- здесь мы самоограничиваемся и в эти дни не поминаем усопших. И, наконец, священник за престолом поминает усопших и читает все записки вовремя литургии. В первые три дня Страстной седмицы совершается Литургия преждеосвященных даров, на которой не читается анафора и молитвы за усопших, поэтому не совершается поминовение усопших. Хотя после службы можно совершить краткую литию об усопших. Если же человек умер во время Страстной седмицы, то новопредставленного можно отпевать и на Страстной, но кроме Великого Пятка. На Пасху и Светлую седмицу действует тот же принцип: священник за литургией читает молитвы за усопших, которые находятся в чине литургии, и читает записки об усопших. Келейно христианин может помолиться за своих усопших, и совершать земные поклоны, когда хочет, даже на Пасху, священник молится за литургией за усопших, а Церковь по уставу не молится за усопших. Если же человек умер на светлой седмице, то отпевание его совершается, но особым Пасхальным чином и отпевание мирского человека мало чем отличается от отпевания священника и епископа. В Требнике сказано, что если кто преставится на Святую Пасху, то на отпевании «мало что поется от обычного пения по усопшим, величия ради и чести светлого праздника Воскресения: веселия бо и радости, а не сетования есть праздник; и яко вси о Христе воскресшем, в надежде воскресения и жизни вечной умирающий. Христовым воскресением от печальных мира сего, на веселая и радостная проставляются, воскресным пением над усопшим Церковь возвещает» . В советское время появился обычай на Пасху ходить на кладбище, возможно из-за того, что были гонения и пойти в храм было подвигом, а кладбище рядом с храмом и на него можно пойти. Но это не правильно, на кладбище нужно идти после светлой седмицы, потому что Пасха — праздник живых. В русской Церкви народ идет первый раз на кладбище на Радоницу. Радоница — поминовение умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели. По Иерусалимскому Уставу (Русская Церковь, как и все остальные православные Церкви, служат по Иерусалимскому уставу) в этот день не положено особых молитв за умерших. В этот день совершается поминовение усопших по обычаю Русской Церкви. Возможно, этот обычай появился сразу после крещения Руси, то есть очень древний. После вечернего богослужения служится полная панихида с Пасхальными песнопениями. Люди иногда считают, что поминки это трапеза за столом. На самом деле главное поминовение совершается Церковью. Родные и друзья могут молиться за своих усопших, а застолье, которое считается «поминовением», усопшим не нужны, это нужно оставшимся в живых, как и надгробие, которое является памятью для живых. Главное в чем нуждается его душа, это молитва Церкви. Что касается суеверия, что если человек умер на Пасху, то он попадет в рай, то это заблуждение. В России рождается несколько человек в минуту, а умирает больше, чем рождается. На Пасху, получается, умирает много людей. А если человек не верующий умрет, то он тоже попадет в рай? Но по молитвам Церкви, даже если человек попал в ад, то Господь может его помиловать и взять в рай. Источник: http://www.pravmir.ru/o-pominovenii-uso ... z2yUXKc3mN |
Larisa |
Re: О поминовении усопших на Страстной и Пасхальной седмицах
|
|
Ирина , спасибо за ссылку по поводу пасхи , что касается меня то я обязательно пойду на кладбище , просто чтобы поздравить и сына с праздником ,трижды поцеловать его .
|
Ирина_ 2008 |
Re: О поминовении усопших на Страстной и Пасхальной седмицах
|
|
Larisa писал(а): Ирина , спасибо за ссылку по поводу пасхи , что касается меня то я обязательно пойду на кладбище , просто чтобы поздравить и сына с праздником ,трижды поцеловать его . Это Леночке, маме Влада, спасибо! Она нашла эту статью! У меня в Воронеже родные живут и на Пасху стараются объехать несколько кладбищ. В детстве я тоже с родственниками ездила на кладбище в день Пасхи. И только приехав на Украину, я узнала, что есть такой поминальный день Радоница. У нас поминальные дни начинаются с субботы, следующей после Пасхи, в разных сёлах - разные дни. Священники на кладбищах служат панихиды, можно подать записочки.... |
Часовой пояс: UTC + 3 часа |