Сообщения без ответов | Активные темы

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Начать новую тему  Ответить на тему 
 Страница 1 из 1 [ Сообщений: 5 ] 
АвторСообщение
Проект документа «О христианском погребении усопших»
СообщениеДобавлено: 15 сен 2013, 21:49 
Не в сети
Священник
Аватара пользователя

Всем привет!
Предлагаю Вашему вниманию вот такой документ. Что скажете?

"
Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим.
Первоначальный проект данного документа был подготовлен комиссией Межсоборного Присутствия по вопросам церковного права, а затем был доработан редакционной комиссией Межсоборного Присутствия, председателем которой является Патриарх.

Подобающее погребение тел усопших христиан от самого начала бытия Церкви Христовой составляет одну из важных сторон жизни христианской общины, которая призвана заботиться о том, чтобы ее члены не лишались должного захоронения, сопровождаемого молитвой о скончавшихся.

Погребальные обычаи христиан определяются тем, что на основании Божественного Откровения Церковь исповедует веру в телесное воскресение умерших (Ис. 26:19; Рим. 8:11; 1 Кор. 15:42-44, 52-54; Флп. 3:21) и относится к телу христианина как к храму Божию (1 Кор. 3:16). В обряде христианского погребения Церковь выражает почитание, подобающее телу скончавшегося человека» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, XII, 7).

Захоронение тела в земле, а также в высеченных в камне гробах или пещерах соответствует вере Церкви в то, что наступит день всеобщего воскресения, когда земля извергнет мертвецов (Ис. 26:19) и посеянное в тлении восстанет в нетлении (1 Кор. 15:42). Дотоле же возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его (Еккл. 12:7), — говорит слово Божие. Человеческий род в лице праотца Адама получил повеление Господне в поте лица… есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3:9) [1].

Исходя из свидетельств церковного Предания, Архиерейский Собор не может признать кремацию нормой обращения с телами почивших христиан, соответствующей вере Церкви, и призывает пастырей в подобающей форме разъяснять это верующим.

Вместе с тем Церковь верует, что Господь властен воскресить любое тело и из любой стихии (Откр. 20:13). «Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле» [2], — писал раннехристианский автор Марк Минуций Феликс.

Церковь молится об упокоении душ тех своих чад, тела которых в силу различных обстоятельств оказались погребены в водной стихии, покинуты на поле брани, сгорели в огне, стали пищею животных или рыб, безвестно пропали в результате землетрясений и различных катастроф [3].

Не получили христианского погребения многие святые мученики Христовы, как в древние, так и в недавние времена, что не лишило их вечного спасения и славы Небесного Царства.

Памятуя об этом, Русская Православная Церковь не лишает молитвенного поминовения христиан, по различным причинам не сподобившихся погребения, соответствующего церковной традиции. Это особенно относится к странам, где кремация является частью преобладающих обычаев местной культуры, как, например, в Японии, где организация захоронения в земле для большинства граждан крайне затруднительна.

Практика так называемого «заочного отпевания», вынужденно получившая широкое применение в период антицерковных гонений, прежде всего из-за массового закрытия храмов и крайнего недостатка священнослужителей, также не соответствует Преданию Церкви, особенно в случае совершения «заочных отпеваний» в отсутствие близких почившего.

Совершение заупокойных молитв и обрядов без принесения тела усопшего христианина в храм (или, по необходимости, приглашения священника для совершения молитвенного последования в ином месте) вполне оправдано в ряде случаев: когда родственники не имеют иной возможности участвовать в погребении христианина, павшего на поле брани, или утонувшего при кораблекрушении, либо погибшего в результате авиакатастрофы, террористического акта или в иных чрезвычайных обстоятельствах, а также в ситуации многолетнего безвестного отсутствия при установлении факта смерти судом. Однако и в таких обстоятельствах пастырям следует употреблять все усилия для приглашения к участию в священнодействии членов семьи почившего и близких ему людей, дабы вси любящии умершего, его братия и друзи, сродницы и знаемии отозвались на последнюю нужду преставившегося от временного жития и вознесли о нем усердную молитву Христу Богу (см.: Стихира на целование умершего).

Не следует забывать и о том, что совместная молитва при погребении близкого человека для многих из наших современников, не получивших должного христианского воспитания, может оказаться первым опытом осмысленного участия в церковной жизни и соприкосновения с реальностями иного, вечного бытия.

_________________________
[1] Многочисленные упоминания этого веления, действующего в мире, доколе не истребится последний враг — смерть (1 Кор. 15:26), содержатся в Последовании мертвенном мирских тел: «Паки мя возвративый в землю, от неяже взят бысть»(тропарь 5 по Непорочных); «Земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем» (икос); «Темже паки в землю, от неяже взят бысть, осудил еси возвратитися, Господи, и испросити упокоение» (стихира самогласна Иоанна монаха, глас 7); «Предается бо гробу, каменем покрывается» (стихира 3 подобна: Егда от древа…)
[2] Марк Минуций Феликс. Октавий // Богословские труды. Сб. 22. — М., 1981. С. 161.
[3] См.: Канон утрени в субботу мясопустную и в субботу 7 седмицы по Пасхе, преподобного Феодора Студита.
"


 
Re: Проект документа «О христианском погребении усопших»
СообщениеДобавлено: 15 сен 2013, 22:15 
Не в сети
Аватара пользователя

Мне нравится отлично
По духу - не возмутился,
по букве - есть ссылки на широкоизвестные и проверенные источники,
добавить - нечего.

Довелось побывать на похоронах и на кладбище, и в крематории. Молиться за усопших как-то не мешает, но в крематории обстановка какая-то нетрогательная... или я просто от предыдущих похорон (которые были на кладбище) тогда не отошел...


Господь пасет мя и ничтоже мя лишит...


 
Re: Проект документа «О христианском погребении усопших»
СообщениеДобавлено: 15 сен 2013, 22:34 
Не в сети
Аватара пользователя

Этим летом у подруги детства отец умер. В самую жару, хоронили на следующий день, но и то уже были очень сильные изменения с телом. Городок - райцентр, храм один, всего два священника. Один как раз был в отъезде, а у второго весь день был расписан требами от и до. Отпевать не смог. Вот что в таких случаях делать родным усопшего? Морга с холодильниками в городе нет, а если бы и были - далеко не каждому по карману в наших краях такое удовольствие, даже на одни стуки... Для таких случаев как раз заочное отпевание и было бы выходом. А ситуация, что священников не хватает - она ведь везде и всюду... Это одна сторона.

И вторая вот здесь -
Утешительный ПОП писал(а):
Не следует забывать и о том, что совместная молитва при погребении близкого человека для многих из наших современников, не получивших должного христианского воспитания, может оказаться первым опытом осмысленного участия в церковной жизни и соприкосновения с реальностями иного, вечного бытия.

Пока жив был - не верили. Умер - в состоянии шока похоронили, немного пришли в себя, стали задумываться о жизни и вере, пришли в храм, захотев отпеть, хотя бы уже заочно. - Опоздали, заочное отпевание теперь только для исключительных случаев. И считай веру зарубили на корню. Зародилась бы она, настоящая, укрепилась бы или нет - это уже другой вопрос. Но когда первый приход в храм будет иметь итогом отказ в совершении требы - можно говорить с большой вероятностью, что приходу к вере это не поспособствует.


Воскрес Христос - и Жизнь вступила в свои права (св. Иоанн Златоуст)


 
Re: Проект документа «О христианском погребении усопших»
СообщениеДобавлено: 16 сен 2013, 08:48 
Не в сети
Священник
Аватара пользователя

публикуется с целью дискуссии на официальном сайте
Межсоборного присутствия, на портале Богослов.ru и в
официальном блоге Межсоборного присутствия.
Возможность оставлять свои комментарии
предоставляется всем желающим.


 
Re: Проект документа «О христианском погребении усопших»
СообщениеДобавлено: 16 сен 2013, 09:57 
Не в сети
Аватара пользователя

Утешительный ПОП писал(а):
публикуется с целью дискуссии на официальном сайте
Межсоборного присутствия, на портале Богослов.ru и в
официальном блоге Межсоборного присутствия.
Возможность оставлять свои комментарии
предоставляется всем желающим.

Спасибо за информацию, батюшка. Сегодня схожу напишу там.
Еще вчера хотела туда зайти, да интернет дома отключили. - Вспомнила вчера еще о людях, живущих в таких селах (у нас таких очень много!), где нет ни храмов, ни даже дорог нормальных, чтобы в другое село до храма в ненастье добраться; да и просто машину найти в таких селах, ее заправить и оплатить - тоже немалая проблема...


Воскрес Христос - и Жизнь вступила в свои права (св. Иоанн Златоуст)


 
 Страница 1 из 1 [ Сообщений: 5 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Наши сайты:
SmertiNet.ruСайт SmertiNet.ruAhirat.ruСайт Ahirat.ru
© 2012-2023 Смерти нет!
При поддержке phpBB Group и русскоязычного сообщества phpBB

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Time : 0.063s | 18 Queries | GZIP : On