Сообщения без ответов | Активные темы

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Начать новую тему  Ответить на тему 
 Страница 7 из 8 [ Сообщений: 79 ] 
На страницу: Пред.  1 ... 4, 5, 6, 7, 8  След.
АвторСообщение
Re: О личности
СообщениеДобавлено: 07 май 2013, 10:34 
Не в сети
Священник
Аватара пользователя

Ярослав писал(а):
Ну да, общение с социумом - это общение с каждым...

Елочки же палочки!!!!! Так уже же не с абстрактным социумом, а с Каждым!!! Почему то ж и Церковь не просто общество, а Тело. Связь членов Тела более глубока (чем просто рядомстояние и вместеприсутствие), более жизненна, более интимна, более эротична!!!
И когда ТАКИХ обращающихся набирается "двое или трое", то и социумом их назвать уже и язык не поворачитается. ))


 
Re: О личности
СообщениеДобавлено: 07 май 2013, 10:55 
Не в сети
Священник
Аватара пользователя

Евфросиния )).
Ох, ребяты! Да не уж то ж об Эросе вы впервые тут только и услышали! ?!??
Ужас...
"
Грех есть не что иное, как неудача в исполнении эросом его изначального предназначения, то есть единения человека с Богом."
"
Лишь когда эрос, направленный на лицо другого пола, приводит в любви к забвению человеком самого себя, своего индивидуализма, лишь тогда перед человеком открывается возможность отозваться на обращенный к нему эротический
призыв Бога. В этом случае эрос становится путем жизни и даром жизни. Вот почему образ супружеской любви является образом крестной любви Христа и Церкви (Еф.5,23-33)"
"
Все это вовсе не означает умаления нашей природы в пределах Царства Божия, но выражает изменение способа ее ипостазирования . Отныне естество становится ипостасью (то есть обретает конкретное существование) благодаря не своим
собственным функциям и энергиям, но призыву, обращенному к нему Божественной любовью. "

Ведь именно благодаря Ему (Эросу) брак, по своей сути, правильно устроенный, так тесно связан с Евхаристией. И не просто предвосхищает жизнь будущего века, а уже ею и является.


 
Re: О личности
СообщениеДобавлено: 07 май 2013, 11:15 
Не в сети
Аватара пользователя

Утешительный ПОП писал(а):
Евфросиния )).
Ох, ребяты! Да не уж то ж об Эросе вы впервые тут только и услышали! ?!??
Ужас...

Ну трудно сказать впервые ли услышали... но вот я, например, именно тут, благодаря этой теме, впервые осознанно обратила на это внимание blush Неуч, темнота безбашенная mo^

Честно говоря, здесь в теме конечно правильный смысл был уловлен сразу, но чтобы окончательно развеять некоторое замешательство, пришлось целенаправленно покопаться в нете, где я и обнаружила, что иногда у людей это слово вызывает не только замешательство, а и возмущение (как в комменте той читательницы).


Воскрес Христос - и Жизнь вступила в свои права (св. Иоанн Златоуст)


 
Re: О личности
СообщениеДобавлено: 07 май 2013, 23:50 
Не в сети
Аватара пользователя

Цитата:
Почему то ж и Церковь не просто общество, а Тело. Связь членов Тела более глубока (чем просто рядомстояние и вместеприсутствие), более жизненна, более интимна, более эротична!!!

Так общество же от слова "общее" (социум тоже - от лат. socium - общее), т.е. не ищущее своего, т.е. от Любви...
Насчет того, насколько Любовь корректно обозначать греческим словом "Эрос" вот так написано тут и продублировано на википедии (выделения мои):
Цитата:
ДРЕВНИЕ ГРЕКИ различали четыре основных вида любви: эрос, филия, агапэ, сторге.

Эрос — это стихийная, восторженная влюблённость в форме почитания, направленного на объект любви, чувственная любовь, телесная и духовная страсть.
Платон обнаружил взаимосвязь любви и познания. Любовь у него — процесс непрерывного движения, и платонический эрос — есть эрос познания.

Филия — любовь-дружба или любовь-приязнь по осознанному выбору, более духовное и более спокойное чувство. Это приязнь к самым разнообразным «вещам». Это и любовь к родителям, к детям, и любовь к родине, и любовь к познанию, и любовь к товарищам.

Агапэ — альтруистическая, духовная любовь. Она полна жертвенности и самоотречения. Это любовь к другому и ради другого. Многие религии называют эту любовь высшим из земных чувств человека.

Сторге — семейная любовь-привязанность, родственная любовь, любовь, которую испытывают родители по отношению к детям.

Выделяли также:
Людус — это т. н. любовь-игра, которая основывается, прежде всего, на сексуальном влечении, нацелена на получение удовольствий и длится, пока не наскучит.

Мания — любовь-одержимость (от греческого «мания» — болезненная страсть), она строится на страсти и ревности. Эту любовь называли «безумием от богов».

Прагма — рассудочная любовь, когда человек выбирает себе партнёра не из чувства любви или сердечной привязанности, а сообразуясь с какими-то выгодами и личными интересами, удобствами.

Про прагмы, мании, филии и эрос как-то доводилось слышать и в светских собраниях (обществом их назвать сложно - там каждый гнет свою линию, перебивает, абы высказаться)... А вот агапэ - словечко экзотическое... Шел бы я учить греческий...


Господь пасет мя и ничтоже мя лишит...


 
Re: О личности
СообщениеДобавлено: 08 май 2013, 10:32 
Не в сети
Аватара пользователя

Ярослав писал(а):
Так общество же от слова "общее" (социум тоже - от лат. socium - общее), т.е. не ищущее своего, т.е. от Любви...

Ярослав, посмотрела в словарях - в определениях "социум" идет речь об общности каких-то отношений, сложившихся в результате совместной практической деятельности людей (экономической, культурной и т.д.), но это же совсем другое, это не любовь.

Вообще, слово (любое слово!) - очень загадочная вещь. Неповторимое звучание слова создает такое же неповторимое отношение к нему. Часто слышишь незнакомое слово, и не зная его содержания уже чувствуешь что ты его оценил, имеешь определенное отношение к незнакомому слову, уже исходя из его звучания - позитивное значение несет слово или негативное; принимаешь ты это слово или отвергаешь...
Во как интересно! )) - Что, какая часть меня определяет отношение к незнакомому слову, которого я никогда раньше не слышала и значения сейчас не знаю? Что есть слово, откуда взялись слова? Это же поле непаханное опять же, и повод открыть новую тему... )))

...Но возвращаясь к социуму. - у меня слово "социум" вызывает какие-то негативные чувства и отторжение. Ассоциации с чем-то холодным и безликим. Русское слово "общество" звучит немного лучше, но также не вызывает никакого позитива, просто воспринимается более нейтрально. Такое интуитивное имхо )))

*****
Ярослав писал(а):
Насчет того, насколько Любовь корректно обозначать греческим словом "Эрос" вот так написано тут и продублировано на википедии

Я когда смутилась и копала нет, тоже видела это.

Но слово "эрос" употреблялось святыми отцами, и именно в том значении, о котором идет речь здесь в теме. Есть интересная статья игумена Саввы Мажуко на Правмире - Любовь и пустота. Из нее:

Цитата:
Слово эрос безбоязненно употребляли святые Отцы — от мужей апостольских до отцов византийской эпохи, и употребляли без оглядки на тёмные стороны его биографии. Ареопагит цитирует священномученика Игнатия Смирнского: Ð ™μός œρως ™σταύρωται (Рим 7:2) ‘моя любовь [к миру] распята’. Заметим: мученик Эросом называет Христа! Встречается этот термин и в творениях таких “надёжных” Отцов, как святители Григорий Богослов (Сarm. II, 34, 151: ”Eρως δέ θερμός δυσκαθεκτός τε πόθος ‘любовь есть пламенное, неудержимое желание’) и Иоанн Златоуст (Филипп., омилия 1, 8 πνευματικός œρως ‘духовный эрос’)24. Этого термина не чуждаются святитель Григорий Нисский, святой Дионисий Ареопагит, преподобный Макарий Египетский, святой праведный Николай Кавасила и преподобный Симеон Новый Богослов. В трактате “О Божественных именах” Дионисий Ареопагит посвятил несколько строк защите термина œρως: «пусть те, кому не нравится имя Любовь (œρωτος), послушают следующее: “полюби её, и она сохранит тебя”, “огради её, и она вознесёт тебя; почти её, чтобы она обняла тебя” (Притч 4:6,8), и прочее, что богословие поёт, используя образ любви.

Ведь и некоторым нашим священнословам даже более божественным представляется имя Любовь, нежели имя Приязнь. Пишет ведь и божественный Игнатий: “Моя любовь (œρως) распялась” (Рим 7:2) <…> так что не будем бояться имени Любовь (œrωτος), и да не смутит нас никакое касающееся этого устрашающее слово. Ибо мне кажется, что богословы почитают одинаковыми имена Приязнь (¢γάπης) и Любовь (œρωτος), но к Божественному применяют главным образом имя Истинная Любовь (Ôντως œρωτ£) — из-за нелепого предрассудка определённого рода людей <…> Ибо большинство не может вместить объединяющей силы Божественной единой Любви (œρωτος) <…> те, кто правильно слышит Божественное, увидят, что, изъясняя Божественное, священные богословы в имена Приязнь (¢γάπης) и Любовь (œρωτος). вкладывают один и тот же смысл»(25). Думаю, что у любого христианина отпадут все претензии к нашему термину после чтения святого Дионисия Ареопагита, несмотря на все споры вокруг авторства этого сочинения. Как писал об Ареопагитиках Урс фон Бальтазар: «это единство, “личность-произведение” излучает такую силу и такое сияние святости — это Средние века распознали немедленно, — что он (автор — иг. С.) ни в коем случае не может быть признан ни “фальсификатором”, ни даже пользующимся уловкой благоразумным апологетом»26.


Также там есть и про соотношение "эрос" и "агапэ":
Цитата:
Агапэ, как иногда принято выражаться, вовсе не противостоит эросу. Античный мир был безлик: он не знал человека как личности, потому говорил лишь об эросе, энергии любви, и даже на вершинах философии эроса, которых достиг Платон, эта любовь — не к личности, не к живому и свободному существу, а к таинственной, чистой, но безликой Красоте. Платоновская scala amoris (лат. ‘лествица любви’) не знает ступени любви к человеку. Откровение о Боге и человеке было явлено только во Христе, поэтому только во Христе мы и стали способны говорить об агапэ. Эрос — энергийный аспект любви, агапэ — правильное, лучше сказать естественное направление этой энергии, ипостасная любовь, то есть тот способ освоения или реализации эроса — энергии любви, который свойственен данному конкретному человеку. Источник же эроса — в Боге:


И вот еще интересный фрагмент:
Цитата:
Люди уже перестали понимать, что такое эрос, и это особенно видно в современном искусстве. Спросите: что такое “эротические сцены”? и вам укажут на сцены постельные.

Не собираюсь распространяться на эту тему, приведу лишь примеры. Чудесные мультфильмы Хаяо Миядзаки полны настоящей эротики: мальчик ломает яблоко и делится с девочкой; а вот они оба летят, держась за руки. В фильме “Привидение” с покойным Патриком Суэйзи в главной роли влюблённые “в четыре руки” лепят кувшин на гончарном круге — вот настоящая эротическая сцена! Она не требует обнажения или каких-либо неприличных намеков: эрос — это опыт человеческий, а значит — опыт богообразной красоты, свободы и святости, он призван возвышать человека, приобщать к подлинной красоте. И пусть знатоки скажут, что всё это бессознательная сублимация известного животного влечения и сведут все жесты и знаки к одному известному и понятному действию — не верю, потому что — бесчеловечно и неубедительно! Откуда тогда музыка? Святой старец, увидевший подлинную красоту блудницы, — мне кажется, он не только что-то увидел, но и услышал — музыку, которая звучит в настоящей эротике, улыбается в ней свежестью и чистотой, но исчезает от прикосновения блуда. В блуде люди глохнут, в нём — пусто до глухоты, так что собственный крик не в силах воплотиться. Платон называл человека, не приобщённого к подлинному эросу, ¥μουσον ‘немузыкальный’, выключенный из музыки бытия, из замысла Божия о человеке.

А что же взамен обладания, взамен похоти? Там что-то есть, кроме этого? Подлинный эрос — это риск любить живого. Любовь — непрестанное шествие навстречу друг другу, постоянный отказ от призраков любимого, от его идолов. Известный режиссер, творец “Ёжика в тумане” Юрий Норштейн пишет о своей жене Франтишке: “Франтишка для меня загадка. Чем больше я её узнаю, тем меньше знаю”(22). Это сказано после 40 лет брака, которые они провели не только в семье, но и в общей работе! Брак без выходных! Значит, возможна любовь к живому, без болезненных похотей и насилия обладания. Любить живого опасно: он непредсказуем и всегда готов удивить. Об этом и предупреждает христианство — религия любви к Живому Богу, Которого нельзя “приручить” и загнать в какие-то рамки и определения. Пусть благословит Господь эту опасную любовь к живому!


Воскрес Христос - и Жизнь вступила в свои права (св. Иоанн Златоуст)


 
Re: О личности
СообщениеДобавлено: 08 май 2013, 11:37 
Не в сети
Священник
Аватара пользователя

О! о.Савву уже цитируют! )) Прочтите его "искусство любви", да др.вещи о любви.
про социум/общество - тогда уж община. Но все равно, во главе угла - только Личность, потому что она Логос. ))


 
Re: О личности
СообщениеДобавлено: 09 май 2013, 00:57 
Не в сети
Аватара пользователя

Цитата:
Ярослав, посмотрела в словарях - в определениях "социум" идет речь об общности каких-то отношений, сложившихся в результате совместной практической деятельности людей (экономической, культурной и т.д.), но это же совсем другое, это не любовь.

Ну вот пока у личностей, составляющих социум, любовь и совместная практическая деятельность - совсем разные вещи, и личности не достигают своей Эротической цели бытия, и социум вцелом сотрясаем всевозможными кризисами...
Зато если личность занимается совместной практической деятельностью из любви к со-трудникам, то она право имеет на "спасибо" отвечать "всегда пожалуйста" т.к. через любовь причастна Вечности... Христос же так учил, когда призывал искать Царствия Божиего (Любви) и обещая, что остальное (совместная практическая деятельность) приложится?


Господь пасет мя и ничтоже мя лишит...


 
Re: О личности
СообщениеДобавлено: 09 май 2013, 07:38 
Не в сети
Священник
Аватара пользователя

Ярослав писал(а):
Ну вот пока у личностей, составляющих социум... и социум вцелом сотрясаем всевозможными кризисами...
Зато если личность занимается совместной практической деятельностью ... обещая, что остальное (совместная практическая деятельность) приложится?

Ярослав, Вы коммунист? :-)


 
Re: О личности
СообщениеДобавлено: 09 май 2013, 10:45 
Не в сети
Аватара пользователя

Несостоявшийся, беспартийный :-D
Но блок-схемы брата, в которых он строил модели развития человечества от коммунизма через здравый смысл к
освоению человечеством Вселенной и от анархии через отсутствие здравого смысла к вымиранию человечества, оставили неизгладимый след. Даже несмотря на то, что в какой-то момент брат поменял коммунизм и анархию местами...
Главное для коммунизма - про "не надейтеся на князи, на сыны человеческие" и "проклят всяк, надеющийся на человека и делающий плоть своею опорой" не забывать...


Господь пасет мя и ничтоже мя лишит...


 
Re: О личности
СообщениеДобавлено: 10 май 2013, 21:13 
Не в сети
Психолог
Аватара пользователя

Утешительный ПОП писал(а):
Но я вновь ощутил мертвее дыхание языка учебников и/или светских научных трудов... Взять хоть это: " личность - это порождение социума". это непроизвольно будит во мне анархиста, безотчетное желание протестовать. Что это за социум, какого он знака и цвета? Он порождает/клонирует/штампует безликие личности себе под стать? В каких целях? Я, как становящаяся личность, априори лишаюсь какой либо свободы - социум подавляет меня, как некий Молох. Ведь законы развития и существования этого социума автоматически переносятся и на меня.

Батюшка, если исходим из положения, что личность - порождение социума ,то каждый социум воспитывает свою личность: коммунисты - свою, анархисты - свою, монархисты - свою...
Цитата:
Я же, как личность, жажду свободного общения с Другим!
А может эта жажда общения с Другим заложена в нас, но не во всех она раскрыта, может быть до этого надо еще дорасти?


Цитата:
Но эта наука начинает выстраивать для себя искусственную реальность и загоняет в рамки этой искусственности живые личности.
Любая наука выстраивает для себя рамки. Возьмем категорию время...его же в природе не существует ,есть цикличность событий, но минуты, секунды, часы...- это все человеческое порождение, но без категории времени мы себя не воспринимаем. Но к чему это я? только лишь к тому, чтобы показать нашу ограниченность. Также ограничено психологическая наука смотрит на Личность. Возможно ли объять необъятное. Да есть множество школ, но они предлагают по сути методологию, некоторые из них устарели, некоторые продолжают развиваться и существовать. С бихевиористом я не буду говорить о личности, нет, он эту категорию затрагивать не станет, как и категорию сознания, он будет говорить о поведении. Когнитивист будет рассуждать о схемах мышления (верных и неверных). Может быть конечно эти школы более честные, чем к примеру гуманистическая, они просто отказываются рассматривать личность, ее разбирать.
Если же говорить о подходе В. Франкла, то здесь ведущей характеристикой Человека (именно с большой буквы ,а не как индивида относящегося к Homo Sapiens) является именно поиск смысла ,конечного смысла своей жизни, и человек верующий, обретая этот смысл, не успокаивается, а движется вперед в попытке его Постижения (хотя ясно, что это недостижимый процесс). И здесь мне видится очень близкое соприкосновение с богословским подходом к личности: смысл жизни - наше приближение к Богу.

Простите, опять я о характеристиках личности, а не о ее определении. По поводу определения, мне не совсем ясно, все-таки мы продолжим поиски наиболее близкого к богословскому в психологической науке или постараемся вывести свое?


 
 Страница 7 из 8 [ Сообщений: 79 ] 
На страницу: Пред.  1 ... 4, 5, 6, 7, 8  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Наши сайты:
SmertiNet.ruСайт SmertiNet.ruAhirat.ruСайт Ahirat.ru
© 2012-2023 Смерти нет!
При поддержке phpBB Group и русскоязычного сообщества phpBB

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Time : 0.100s | 23 Queries | GZIP : On