Сообщения без ответов | Активные темы

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Начать новую тему  Ответить на тему 
 Страница 6 из 8 [ Сообщений: 79 ] 
На страницу: Пред.  1 ... 3, 4, 5, 6, 7, 8  След.
АвторСообщение
Re: О личности
СообщениеДобавлено: 03 май 2013, 23:43 
Не в сети
Священник
Аватара пользователя

И вот мы подошли к еще одной важнейшей вещи - природные энергии.

"
Природные энергии

Говоря о Троичном Боге и способе выражения Его образа бытия в нашем языке, мы провели различение между реальностью, передаваемой словами "природа", или "сущность", с одной стороны, и реальностью, обозначаемой словами "личность", или "ипостась", с другой. В данный момент, обратившись к проблеме творения, мы используем слово "энергия", чтобы выразить через него понятие третьей реальности, отличной как от сущности, так и от ипостаси, но при этом тесно связанной с ними обеими и лежащей в основании сущего в той же мере, что и они.

Итак, богословие христианской Церкви интерпретирует всякое проявление и осуществление бытия исходя из двух основных различий: во-первых, оно отличает сущность, или природу, от личности, или ипостаси; а во-вторых, отделяет энергии как от сущности, так и от ипостаси. В этих трех фундаментальных категориях природы, ипостаси и энергий исчерпывающе выражено богословское понимание способа существования Бога, мира и человека.

Но что именно подразумевается под термином "энергия"? Имеется в виду способность природы, или сущности, выявлять свою ипостась, свое существование, делать его доступным познанию и причастности. Это определение станет яснее, если мы проиллюстрируем его примером из нашего непосредственного опыта, обратившись к энергиям человеческой природы.

Каждый человек обладает интеллектом, рассудком, волей, желаниями, воображением; каждый человек строит, любит, творит. Эти способности, как и многие другие, им подобные, присущи всем людям вообще, и потому мы говорим, что они принадлежат человеческой природе, или сущности. Это те свойства, или природные энергии, что отличают человека от всех других существ.

Однако общие энергии проявляются и реализуются в каждом человеке особым, единственным и неповторимым образом. Все люди обладают интеллектом, волей, желанием, воображением, но при этом каждый из нас думает, стремится, желает и фантазирует по-своему. Следовательно, природные энергии не только отличают род людской от прочих существ, но еще и выделяют в своих конкретных проявлениях каждого отдельного человека, из среды ему подобных. Природные энергии представляют собой тот способ, каким являет, обнаруживает себя инаковость каждой человеческой ипостаси, то есть каждой человеческой личности.

Вне самовыражения естественных энергий не существует познания личностного своеобразия человека. Благодаря им мы обретаем возможность познать чужую личность через причастность к способу ее проявления (т.е. через причастие к тому, "как" она себя являет). Чем отличается язык Толстого от языка Достоевского или же любовь нашего отца от нежности нашей матери? Чем-то неуловимым, не поддающимся объективированным определениям, что может быть выражено лишь косвенно, с помощью образов и аналогий. Чтобы познать эту разницу, нам необходимо быть причастными к жизни другой личности. Выше уже говорилось о том, что для познания человека необходимо иметь с ним какие-то отношения. Уточним: отношение означает здесь не просто визуальное знакомство, но участие в природных энергиях человека, раскрывающих неповторимое своеобразие его личности. Выражение лица, речь, эмоциональные проявления и т.д. - вот ключ к познанию человека человеком.

Св. Максим Исповедник сделал очень важное наблюдение в этой области. Он отметил, что существуют два вида энергий с точки зрения их соотношения с естеством действующего субъекта: энергии гомогенные и энергии гетерогенные. Гомогенные энергии проявляют себя как однородные, однотипные в отношении природы действующего субъекта. Энергии же, называемые гетерогенными, выявляются через сущности, принадлежащие к иному роду, нежели природа действующего лица. Например, человеческий голос с его модуляциями представляет собой словесную энергию, "гомогенную" естеству человека. Но эту же вербальную энергию могут выразить сущности, "гетерогенные" по отношению к человеку: письмо, краски, мрамор, звуки музыкальных инструментов и т.д.

Теперь становится понятным, каким образом возможно познание человеческой личности прямым или же косвенным путем. Путь прямого познания заключается в непосредственном общении, в том, что мы любим друг друга. Косвенное же познание осуществляется через прочтение чужой книги, прослушивание музыкального произведения, созерцание живописного полотна.

В обоих случаях знание другой личности оказывается неизмеримо более полным и глубоким, нежели любая "объективная" информация о том же человеке. Так, мы можем собрать все доступные нам сведения о жизни Ван Гога и прочитать все посвященные ему биографические труды. Но если мы и получаем какое-то представление о личности Ван Гога, о единственном и неповторимом образе его бытия, то лишь благодаря созерцанию его картин. Только здесь мы обнаруживаем тот логос, что отличает Ван Гога от любого другого художника. Если нам посчастливилось видеть достаточное количество работ мастера и затем мы сталкиваемся еще с одним из его полотен, то сразу же определяем: это Ван Гог! Происходит это потому, что в сочетании красок, линий и форм мы безошибочно различаем инаковость личностного логоса художника, уникальную манеру его творческого самовыражения.

Однако познание личности Ван Гога через его картины, хоть и неизмеримо превосходит по своей полноте все биографические данные, остается познанием косвенным. Для прямого и непосредственного познания было бы необходимо установить личные отношения с самим художником, общаться и жить с ним одной жизнью, любить его и чувствовать его ответную любовь.

И все-таки мы хотим подчеркнуть еще раз: возможно узнать другую личность по проявлению ее логоса (ее экзистенциальной неповторимости) через гетерогенные сущности. Ван Гог по своей природе - человек, в то время как его картина - это полотно, покрытое красками. Но эти краски становятся тем логосом, что приоткрывает тайну личности, инаковость и уникальность человека по имени Ван Гог. Творческая энергия художника, плод его искусства, дарит нам возможность познания его личности.

Сделаем еще одно замечание, воспользовавшись тем же примером. Все мы, воспринимающие логос Ван Гога через созерцание его картин, участвуем в этом логосе также личностно - то есть каждый своим особым, единственным и неповторимым образом. Но при этом множественность зрительского восприятия не раздробляет на соответствующее количество частей творческий логос Ван Гога, явленный в полотне. Выраженный личностно, он остается единообразным и неделимым, допуская одновременно причастность себе любого числа зрителей. Картина (как и поэма, статуя, музыкальная пьеса, песня) представляет собой энергию человеческого существа - в данном случае художника. Это значит, что все мы, созерцающие одну и ту же живописную работу, получаем возможность равным образом, но каждый по-своему, ощутить свою причастность к неповторимому своеобразию одной и той же личности.
"


 
Re: О личности
СообщениеДобавлено: 03 май 2013, 23:49 
Не в сети
Священник
Аватара пользователя

"
Теперь мы можем более глубоко понять, что имеет в виду Церковь, определяя мир как результаты действия Божественных энергий, как проявление творческого логоса Бога (в Ипостаси Слова) через сущности, гетерогенные Божественной природе. Материальная реальность мира, осуществляющаяся в неисчислимом разнообразии видов или сущностей, представляет собой создание свободной, творческой личностной энергии Бога. Мир существенно (то есть по самой своей сущности) отличается от Творца, но в то же время он есть логос, высвечивающий личностную полноту Божества.

Отцы Церкви называют созерцанием природы изучение Божественного логоса, явленного в тварном мире; умение разглядеть личность Создателя в каждой грани создания, в красоте и премудрости мира. Сама материя представляет собой динамичное восуществление энергии, гетерогенной по отношению к Божественной сущности, - тварной энергии нетварного Бога. Таким образом, следует отличать сотворенную энергию, лежащую в основании материи, от несотворенных энергий, гетерогенных твари и гомогенных Творцу. Эта нетварная энергия и есть Благодать (лат. Gratia), то есть жизнь, дарованная Богом человеку, преподнесенная ему в дар (vita gratuita).

Мы познаем Лик Бога косвенным путем, вглядываясь в бытие мира, в логос сотворенных Божественной волей энергий, порождающих и оформляющих материальный космос. Но перед нами открыт и путь прямого, непосредственного Богопознания благодаря нетварным энергиям, в которых возможно причастие Богу. Эту возможность каждая человеческая личность реализует по-своему, Сам же Бог пребывает при этом простым и неделимым. Таким образом. Он позволяет нам участвовать в том, что принадлежит Ему "по природе" (не отождествляясь с самой этой природой или сущностью), дабы мы, по слову Писания, "сделались причастниками Божеского естества" (2Пет.1,4).

"Посредник" - "микрокосм"

Согласно учению Церкви, существование и логос мира есть нечто большее, чем просто предоставленная человеку возможность косвенного познания Бога. Конечная цель не исчерпывается этим его вспомогательным назначением. Когда Церковь утверждает, что материя представляет собой энергию, а Вселенная - ее динамичное восуществление, предполагается некая цель, ради достижения которой и совершается "сущетворение".

Так, для греческих отцов мир есть энергия, поскольку он тварен, создан Богом. Тварное же, согласно святоотеческим представлениям, имеет источник и цель своего бытия вне себя самого - в отличие от нетварного бытия Божия. Бог заключает в себе собственную причину и цель и потому является единственным абсолютно и беспредельно сущим.

Когда мы говорим, что тварные сущности имеют исток и конечный смысл своего бытия вне себя самих, то хотим выразить следующую мысль: во-первых, мир создан Богом (то есть Бог - причина бытия мира), и, во-вторых, он создан с определенной целью. Природа тварных сущностей носит энергетический характер, так как само их существование тяготеет к тому, что было бы не просто сущим, но в чем мог бы реализоваться конечный смысл бытия этих сущностей.

Основываясь на Божественном Откровении, явленном в истории и в Писании, святые отцы так определяют цель творения: Бог создал мир, чтобы всякая тварь участвовала в Божественной жизни и славе, то есть в преизбытке Божественного бытия; чтобы Бог был "все во всем" (1Кор.15,28). Бог есть полнота существования и жизни, и потому Он желает, дабы все творение приобщалось к этой полноте и стало выражением Божественной жизни, того единения в любви, что составляет образ бытия Бога.

Однако процесс "существования" вовсе не представляет собой автоматического движения к конечной цели - участию в Божественной жизни; энергия, конституирующая материю мира, не есть слепая и автономно действующая сила, "подталкивающая" сотворенные Богом сущности к достижению экзистенциальной полноты. Приобщение тварной природы к жизни нетварного Божества не может быть следствием необходимости, но совершается как дело личностной свободы. Между тем единственной тварной сущностью, способной реализовать свою жизнь как свободу, является человек. Вот почему и Священное Писание, и святоотеческое Предание видят в человеке "посредника", способного привести весь созданный Богом мир к осуществлению его экзистенциальной цели, конечного смысла его существования. Между тем, чем мир является актуально, и тем, чем он призван быть, стоит человеческая свобода, которая только и может преодолеть разрыв между существованием мира и целью этого существования.

Выражаясь языком Церкви, человек призван быть священником - привести к Богу всю тварную природу, воссоединить с Божеством "персть" этого мира. Часто у отцов можно встретить определение человека как "микрокосма", ибо он объединяет в своем естественном составе элементы всей Вселенной. В результате грехопадения человека, его "противоприродного" искажения (как мы это увидим в следующей главе) элементы тварного космоса и в самом человеке, и вне его пришли в состояние раздробления и разделения. Тем не менее, даже после грехопадения человек остается личностным существом, логической и психосоматической ипостасью. Он сохраняет способность динамично реализовать в своей личности единство мира, восстановить цельность мирового логоса актом личного ответа на призыв Бога и тем привести тварь к соединению с нетварным бытием. Лишь человек способен выявить мировой логос как логос личностный, как благодарение, возносимое Создателю Его созданием; способен придать лежащей в основании мира энергии устремленность к достижению конечной цели тварного бытия. Вот почему, по словам Писания, "тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих... в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне" (Рим.8,19-22).

В наше время в результате неверного религиозного воспитания у многих людей сложилось представление о Церкви как о некоем орудии или средстве, способном обеспечить индивидуальное спасение каждого из нас. В понимании этих людей спасение - нечто вроде "выживания" в потустороннем мире после смерти. Между тем в действительности Церковь возлагает на каждого человека безмерную ответственность, а вместе с ней и неслыханную честь: привести к спасению весь мир, плоть которого есть наша плоть и жизнь которого есть наша жизнь. Спасение заключается, согласно учению Церкви, в освобождении от пут разложения и смерти, в преобразовании простого выживания в экзистенциальную полноту, в причастии твари образу нетварного бытия.
"


 
Re: О личности
СообщениеДобавлено: 04 май 2013, 10:11 
Не в сети
Аватара пользователя

Утешительный ПОП писал(а):
Цель еще более грандиозна. Она космична.
Опять забыли про Эрос...

Не, не забыли blush sm3 Но не только сложно, но плюс к тому и страшновато такими категориями мыслить...

И я вот еще о чем думаю, батюшка. - Слово "эрос" в наше время так прочно закрепило за собой смысл совершенно не тот, о котором идет в теме речь. - Может Вы бы посвятили этому отдельный пост, с разъяснениями?


Воскрес Христос - и Жизнь вступила в свои права (св. Иоанн Златоуст)


 
Re: О личности
СообщениеДобавлено: 04 май 2013, 11:24 
Не в сети
Аватара пользователя

Вот, с энергиями все более-менее становится на свои места. Личность - это вообще не природа, а исторически сложившиеся отношения представителя природы (наделенной энергиями) с социумом.
Социум не всегда враждебен христианину. У меня учебнике по системному анализу успоминалась жизнь Адама до грехопадения и среди прочего отмечалось, что он жил в изысканном обществе (социуме): верная жена, святые ангелы и Сам Творец. И в случае отношений с Творцом личность действительно появляется уже в утробе матери.
Ну и реакции личности на общие для всех влияния социума остаются индивидуальными (принятие, отвержение, игнорирование, ...). А чтобы вернуться в изысканное общество надо чтобы реакции личности соответстовали принятым нормам поведения в этом обществе.


Господь пасет мя и ничтоже мя лишит...


 
Re: О личности
СообщениеДобавлено: 04 май 2013, 14:16 
Не в сети
Священник
Аватара пользователя

Ярослав писал(а):
Личность - это вообще не природа, а исторически сложившиеся ....

Ну вот откуда Вы взяли это "исторически сложившиеся"?
И далее:
Цитата:
И в случае отношений с Творцом личность действительно появляется уже в утробе матери.

А это откуда? Т.е. если рожает атеистка - то рождается не личность?

Цитата:
...отношения ...с социумом.

А можно попросить описать пример каких-нибудь отношений личности с социумом?

Ярослав, Вы меня простите пожалуйста, я не специально к Вам придираюсь. blush Я вообще не придираюсь. JC_coffee Но в Вас как-то все это интересненько преломляется... ha*

Цитата:
учебнике по системному анализу успоминалась жизнь Адама до грехопадения и среди прочего отмечалось

Грешен и я - посещал лекции по сис.анализу, но никак не припомню анализа богословских систем... mo^ cz** :-D

Цитата:
...в изысканном обществе (социуме): верная жена, святые ангелы и Сам Творец.

Уж не знаю, что-й-то я вредный все же... ни как не принимают душа моя этот пресловутый "социум"...
Я с женой и с нашими святыми ангелами-хранителями, стараюсь жить семьей, а не обществом. Как-то мне представляется, что в семье более интимные отношения, чем в обществе, как-то более пронизанные Эросом. girl_cool Тем паче личные отношения с Богом.
Вы "Песнь песней" давно перечитывали? Уж насколько древний Израиль был обществом, а ты ж смотри - "Песнь песней" в канон Св.Писания вошла.

Цитата:
...чтобы вернуться в изысканное общество надо чтобы реакции личности соответстовали принятым нормам поведения в этом обществе.

Вооот-воооот-вот! А надо чтоб не реакции соответсвовали, в чтоб я весь целиком и полностью! принадлежал Богу (даже чтоб никаких "раздраев" в моей воле и природе не мелькало - "to be or not to be" даже и задаваться не долен). Услышав призыв Эроса, смог на него экстатически ответить и войти в полноту Божественной Любви.

...ну, или как-то так...

Кстати, а Церковь это общество/социум?


 
Re: О личности
СообщениеДобавлено: 04 май 2013, 14:19 
Не в сети
Священник
Аватара пользователя

Евфросиния писал(а):
Слово "эрос" в наше время так прочно закрепило за собой смысл совершенно не тот, о котором идет в теме речь

Да?? ... Мммм. Могу только себе представить, как тогда воспринимается "экстаз"... mo^ ha*
Я так даже своим школьникам/студентам в таких категориях стараюсь пищу готовить...


 
Re: О личности
СообщениеДобавлено: 04 май 2013, 16:09 
Не в сети
Аватара пользователя

Цитата:
Но в Вас как-то все это интересненько преломляется...

Ну так я же уникальная личность :-D
Цитата:
Т.е. если рожает атеистка - то рождается не личность?

Почему же? И она и ее ребенок находятся (хотя в обоих случаях, скорее всего, неосознанно) в дарственных отношениях с Творцом (он дарует бытие), а значит являются личностями по отношению к нему. От этих отношений никто никогда не отвертится...
Цитата:
Ну вот откуда Вы взяли это "исторически сложившиеся"?

Человеческим личностям свойственно развиваться, создавать-изменять-терять отношения. Особенно когда они переходят из одного общества (круга общения) в другое. И это происходит во времени, истории. Развитие - это неотъемлемый признак любой жизни. Войдя в полноту Божественной Любви отношения не должны стать статичными, скорее наоборот...
Цитата:
А можно попросить описать пример каких-нибудь отношений личности с социумом?

Например, выступление (экстаз?) на конференции перед коллективом студентов и преподавателей.
Хотя конечно с обществом и социумом разобраться не проще, чем с личностью, природой и энергиями - море тректовок и определений. Социум вроде ближе к природе, а общество - к личности. Я их тут смешал в одно - круг общения, независимо от размера и типа взаимоотношений. Тогда семья и Церковь - разновидности общества-социума. Опять же это все научные умные слова, которые создают "вещи-для-нас". А "вещи-сами-по-себе" (или "вещи-по-замыслу-Творца"?) остаются познаваемыми только верой...
Цитата:
А надо чтоб не реакции соответсвовали, в чтоб я весь целиком и полностью!

Ну это было бы здОрово, по-сыновьи. А я себя чувствую-переживаю наемником, особенно когда беру в руки что-нибудь колюще-режущее dwarf. (обычно, чтобы нарезать хлеб...)


Господь пасет мя и ничтоже мя лишит...


 
Re: О личности
СообщениеДобавлено: 05 май 2013, 20:57 
Не в сети
Священник
Аватара пользователя

про социум и конференции: не вижу тут встречи с другим. художник пишет картину, выступает докладчик - это личность выражает себя, напротив личности еще нет никого (даже если доклад на площади перед полком милиции). глядя на картину, слушая доклад я знакомлюсь с личностными энергиями, но пока мы с художником или докладчик не встретимся непосредственно, лицом к лицу, у нас не будет возможности ни для узнавания друг друга, ни для собственного личностного роста. Общаться же с толпой/социумом невозможно.


 
Re: О личности
СообщениеДобавлено: 05 май 2013, 21:44 
Не в сети
Аватара пользователя

Цитата:
Общаться же с толпой/социумом невозможно.

Ну да, общение с социумом - это общение с каждым из множества его представителей.
Это как и любовь к ближним - не просто абстрактно ко всем, но к каждому требуюему помощи.
А поскольку докладчик на конференции после выступления отвечает на вопросы от других докладчиков, то общение имеет место быть...


Господь пасет мя и ничтоже мя лишит...


 
Re: О личности
СообщениеДобавлено: 06 май 2013, 17:29 
Не в сети
Аватара пользователя

Утешительный ПОП писал(а):
Я так даже своим школьникам/студентам в таких категориях стараюсь пищу готовить...

Меня на эту мысль навел коммент к одной из статей прот. Андрея Ткачева (если не ошибаюсь), в котором читательница жаловалась, что такую хорошую статью испортило упоминание в конце о эросе. Возможно что и кто-то из читающих эту тему тоже смутится. Но читая Яннараса, я уже добралась до главы Любовное влечение. Ссылка на нее может послужит для разъяснения?


Воскрес Христос - и Жизнь вступила в свои права (св. Иоанн Златоуст)


 
 Страница 6 из 8 [ Сообщений: 79 ] 
На страницу: Пред.  1 ... 3, 4, 5, 6, 7, 8  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Наши сайты:
SmertiNet.ruСайт SmertiNet.ruAhirat.ruСайт Ahirat.ru
© 2012-2023 Смерти нет!
При поддержке phpBB Group и русскоязычного сообщества phpBB

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Time : 0.076s | 21 Queries | GZIP : On