Сообщения без ответов | Активные темы

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Начать новую тему  Ответить на тему 
 Страница 1 из 1 [ Сообщений: 9 ] 
АвторСообщение
ВЕЛИКИЙ ПОСТ.
СообщениеДобавлено: 19 фев 2015, 21:07 
Не в сети
Аватара пользователя

Тест: Великий пост


 
Лучшее пирожное – черный хлеб.
СообщениеДобавлено: 19 фев 2015, 21:39 
Не в сети
Аватара пользователя

Лучшее пирожное – черный хлеб
Протоиерей Игорь Гагарин, Мария Строганова

— Отец Игорь, вы помните свой первый пост? Как это было? Как он прошел?

— Мой самый первый пост — Великий. Великий пост — особый, он совершенно не похож на все остальные посты. И мое воспоминание о первом посте — одно из самых радостных.(...)

— Были ли какие-то трудности?

— Трудности не вспоминаются. То, что делается с желанием, что делается по собственному решению, в результате собственного выбора — всегда легко. Трудно все то, что человек делает потому что ему надо это делать, а не хочется. А мне хотелось пережить тот опыт, который, как я понял из разговора с отцом Святославом, переживает православный христианин.

— Легкость поста, которую ощущают те, кто впервые постится, дается не случайно?

— Она дается не всем.
В этом отношении я бы вообще поостерегся делать какие-то обобщения. Мне часто приходится общаться с людьми, которые принимают решение поститься, и всегда это происходит по-разному. Я знаю людей, которые постятся с радостью и легко, а есть те, для которых этот период очень неприятен. Некоторые считают пост непосильным, невозможным для себя, говорят: «Я не буду поститься, я просто не смогу! Не смогу жить без мяса, без животной пищи. Я готов попоститься несколько дней, но не весь пост». Таких очень много. В духовной жизни нет однообразия, все очень разнообразно.

— Если человек не решается начать поститься, хотя у него есть желание. Есть ли тут какие-то советы?

— Мне почему-то кажется, что если человек желает, то он решится. В отношении поста не существует такой постановки вопроса — «или-или». Попробуй поститься в той мере, в какой сможешь. Попробуй!

Любой опыт, даже если он будет отрицательным, не будет лишним. Тем более, что в Православной Церкви и святыми отцами, и Священным Писанием категорически запрещено укорять и осуждать кого-то непостящегося. Вот одобрение постящегося — это нормально.(....)


— Многие боятся поститься, потому что привыкли сладко спать, вкусно есть, именно ограничение в еде пугает людей…

— Но пост и есть ограничение в еде. У нас очень часто любят говорить, что пост — это не только еда: главное не обижать никого, не есть друг друга и так далее. Иногда доходит до того, что еда — это вообще не важно. Это, конечно, неправильно. Понятно, что духовная составляющая поста, молитва — это очень важно, но реально человек пост ощущает именно в пище, а пища очень важна для человеческой жизни. Что бы ни говорили, пища — это наша жизнь, это то, что дает возможность продолжать жить.(...)

Как известно, лучшая приправа к любой пище — это голод. Поэтому, когда начинаешь поститься, то через какое-то время та самая пища, на которую ты в обычное время и не посмотрел бы, становится лакомством. Та же самая гречневая каша, которую я вчера ел без масла, а сегодня можно с маслом — становится наивкуснейшей.

Один батюшка рассказывал: «Когда в первые дни Великого поста я практически ничего не ел, а потом, когда стало можно, отрезал кусок черного хлеба, посолил и помазал его подсолнечным маслом, никакой самый вкусный торт или пирожное не могли сравниться для меня по вкусу с этим черным хлебом!».

— Но если все время думаешь о еде, да еще коллеги по работе колбасу едят и предлагают, что делать? Один раз сорвался, второй, потом забросил?

— Да, есть такая ошибка. Пришел человек, говорит: «Батюшка, я постился-постился, а потом был день рождения, и я соскочил, не смог удержаться. А теперь уж что соблюдать…». Это неправильно. Если ты по какой-то причине нарушил пост, это не значит, что пост закончился, начинай снова. И, может быть, такой пост станет для тебя более ценным, так как будет трудным — начинать все сначала всегда труднее, чем продолжать начатое.

Понятно — попал на день рождения или какой-то праздник, махнул рукой, наелся того, чего не надо есть постом, а на следующий день просыпаешься, и тебе уже опять хочется этого. И думаешь: «Да какая теперь разница?». А нужно было бы сказать: «Вчера — это было вчера. Прости Господи, не сдержался, сегодня начинаю все заново». Умение это сделать очень ценно. Никакой срыв не должен означать завершение поста.

— А стоит ли начинать с малого? Не есть только мясо, например, или лучше сразу нырнуть, так нырнуть?

— Это вопрос очень неоднозначный, я слышал мнения совершенно противоположные. Я помню, один известный священник в какой-то телевизионной передаче так и сказал, что не стоит сразу строго поститься. Он рекомендовал в первый пост не есть мясо, во второй молоко и так далее. Я тогда с ним не согласился, потому что помнил свой первый строгий пост.

Потом я советовался с другим священником, который тоже считал, что начинающим нужно поститься как можно более строго, потому что эта строгость дает возможность сразу ощутить пост.

Сейчас же я думаю, что везде нужен индивидуальный подход. Есть разные люди, разного склада характера. Так же как за Иисусом Христом одни пошли сразу, всё оставив, а другие долго думали, колебались, прятались, как например Иосиф с Никодимом. Но и они стали достойными учениками и прославлены Церковью.

Надо слушать себя. Есть люди, которые склонны к крайностям, максималисты — «или все, или ничего». Я к таким людям отношусь с уважением. Если человек такой, то ему будет гораздо труднее себя ограничить наполовину. А есть люди, которые понимают: столько я не смогу, а смогу только наполовину, и делают, и слава Богу. Давайте мы всем дадим возможность избирать тот путь, который более созвучен их внутреннему складу характера.

— Человек решает сам как ему поститься или он должен получать благословение?

— Одно другому не мешает. Я думаю, что все в жизни должен решать сам человек. Другое дело, что принимая эти решения, он должен учитывать мнение и советы тех, кого уважает, кто является для него авторитетом, кому он доверяет. Насчет благословения я скажу, что для верующего человека на все имеет смысл брать благословение — благословение Божие, прежде всего. «Благослови, Господи!» — эти слова должны сопровождать любое наше действие.

Что касается поста, то, конечно, не лишне попросить, чтобы священник благословил. Причем не какой-то случайный священник — это тоже ошибка. Батюшки разные бывают. Конечно, надо советоваться с тем священником, с которым есть какая-то связь, еще лучше, чтобы это был духовник. Понятно, что духовник есть не у всех, но хотя бы у человека должен быть опыт общения с этим священником. И даже в этом случае, то, что скажет священник далеко не всегда надо принимать как что-то незыблемое. Мы, священники, даем советы, а не какие-то директивы «делай только так». Окончательное решение, еще раз скажу, принимает сам человек и несет ответственность за это решение.

— А если рядом нет священника, то человек может просто посмотреть на церковные правила и соблюдать их?

— Конечно! Самое простое правило одно: во время поста нужно воздержаться от животной пищи, во время строгого поста и от рыбы, во время поста менее строгого от рыбы не воздерживаемся — вот и все. А что касается «с маслом-без масла» — это уже, думаю, не для всех. Для человека, живущего в миру, работающего, просто воздержание от мясной и молочной пищи — достаточная мера во время поста. Если этого не получается, то хотя бы надо воздерживаться от мясной пищи, потому что есть немало заболеваний, когда требуется употребление молочной пищи.

Пост — это все-таки отказ, лишение. И любой отказ от чего-то ради Господа, ради веры, причем отказ от того, от чего не хотелось бы отказываться — это уже здорово, уже благословлено Богом, в какой бы мере это не происходило. А уже степень этой меры у всех разная. Ведь умение сказать некоторым своим пожеланиям «нет», одно из ценнейших в жизни.

— Если по состоянию здоровья человек не может поститься, как быть? Каким должен быть пост вообще без еды как составляющей?

— Здесь может быть очень много различных подходов, есть даже некий простор для творчества — попытаться разобраться, что в этой жизни доставляет мне удовольствие, без чего я могу обойтись. Для кого-то это телевизор, для кого-то интернет, социальные сети, компьютерные игры, может быть, какие-то нравственные ограничения.

Один мой знакомый в пост категорически запретил себе упрекать или укорять кого бы то ни было, даже если для этого были основания.

И вот мой знакомый решил: если он все-таки кого-то укорит по делу — вот действительно надо было, работа в конце концов, — то все равно будет должен за этого человека вечером помолиться, прочитать, например, 50-й псалом, а если вообще укорил просто так, без основания, не сдержался, тогда, например, покаянный канон. Понятно, что иногда и надо упрекнуть или укорить, бывают ситуации, но при таком подходе это будет сведено к минимуму.

Кто-то берет обет молчания на весь пост. Не как настоящие молчальники, конечно, это невозможно. Нет, поддерживать разговор, разговаривать, когда это необходимо, но не говорить просто так. Спросили — ответил, надо что-то по работе — сказал. Четко отслеживать, чтобы никакого празднословия не было. На самом деле это очень трудно, а для болтливых людей так просто героический подвиг.

Кто-то в пост ставит задачу вставать пораньше и прочитывать молитвы или какую-то книгу, которую давно хотел прочитать, но по лености откладывал. Или выучить наизусть сколько-то псалмов, последование ко Святому Причащению и так далее.

— Пост — личное дело? Или обсуждение с друзьями, в соцсетях, к примеру, могут помочь? Полезно ли начинающему делиться опытом поста?

— Я думаю, что духовный опыт и вообще наши отношения с Богом — это такая тема, которую чем меньше мы с кем-то обсуждаем, тем лучше. Об этом и Евангелие говорит — и пост, и молитва, должны проходить в тайне. Я, конечно, не сторонник крайностей, жить так, чтобы пост был абсолютной тайной, чтобы никто даже не догадывался, вряд ли возможно. Но чем меньше это будет обсуждаться, тем лучше.

Что касается посторонних людей, тут вообще не о чем говорить. Понятно, что если у меня есть близкий друг, то одно из проявлений дружбы — делиться самым сокровенным, открывать то, что не откроешь другим. Но и здесь тоже должна быть осторожность. Духовник — другое дело, здесь надо быть готовым, ничего не утаивая, рассказать обо всем, что происходит в пост. Что же касается остальных людей, повторю, чем меньше — тем лучше.

— А если поститься так и не получилось — значит все, не достоин праздника?

— Я думаю, что слова «не получилось» могут быть применимы только к тем людям, которые даже не пробовали поститься. У них вообще никаких проблем нет, они и не собирались поститься. Но если человек попытался, то значит он хотя бы что-то сделал. А если он что-то сделал, то пусть он порадуется этому «что-то», тому немногому, что он сделал. Работники одиннадцатого часа, как мы знаем, награждаются так же, как и работники первого.

Если мы говорим о начале поста, то начать, потом бросить и больше до конца не поститься — это неправильно. В любом деле — конец делу венец. Я думаю, что если кто-то начал, попостился и бросил, то, поскольку еще весь пост впереди, пусть он постарается вернуться к посту хотя бы за какое-то малое количество дней до его конца. Это будет здорово, потому что тогда он действительно будет «работником одиннадцатого часа».

Тот, кто хотя бы что-то сделал, пусть поблагодарит Бога за это «что-то». И решит для себя, что в следующий раз он сделает больше. Раз я смог три дня поститься, значит, смогу и четыре, и пять. В жизни очень важно, чтобы наше движение шло по нарастающей, чтобы не было регресса. Если я в этот год попостился 10 дней, а в следующий — 9, то велика вероятность, что дальше будет еще хуже. И наоборот, если я в этот год попостился 9 дней, а в следующе — 10, то идёт рост.

Беседовала Мария Строганова

Полностью беседу можно прочитать ЗДЕСЬ


 
Re: ВЕЛИКИЙ ПОСТ.
СообщениеДобавлено: 23 фев 2015, 15:09 
Не в сети
Аватара пользователя

Человеку, который по болезни или тяжелым обстоятельствам не может поститься в полной мере, не нужно просить разрешения на облегчение поста. Такое мнение высказал митрополит Винницкий и Барский Симеон в интервью украинскому изданию "33-й канал".

"Я считаю, что просить разрешения или благословения, как это называется по-церковному, на облегчение поста не нужно, – сказал владыка [2]. – Человек знает свои немощи, поэтому должен сам определять, как поститься: есть ли рыбу, пить ли молоко, употреблять ли молочные продукты".

По мнению архиерея, об обстоятельствах, которые препятствуют уставному выполнению поста, следует сказать духовнику на исповеди. «Если это не лень и не беспочвенные поблажки для себя, то священник допустит такого человека к Причастию», – уверен митрополит Симеон.

Иерарх напомнил, что послабление поста разрешается детям, болящим, а также беременным женщинам.

"Им можно разрешить употреблять молочную пищу и рыбу во все дни, кроме середы и пятницы, – сказал правящий архиерей Винницкой епархии. – Для детей, чтобы они понемногу приучались к посту и понимали, что надо чем-то жертвовать ради Бога, можно предложить на время Великого поста отказаться от сладостей или от их любимого мультсериала, или от компьютерных игр".

Что касается мясных продуктов, то, по мнению митрополита Симеона, в этом вопросе даже детям следует придерживаться общих правил.

"Есть много других белковых продуктов, которыми родители могут заменить своему ребенку мясо. В этом нет ничего страшного. Мы же не жалуемся, например, на врача, который при определенных болезнях прописывает ребенку диету, в том числе, воздержание от мясной пищи", – сказал владыка.

Иерарх напомнил, что телесный пост – лишь половина поста в его верном понимании. Пост телесный невозможен без духовного: воздержания от плохих поступков, злых слов и мыслей, от зависти и гордости, от осуждения и вражды – от всего того, что называется духовными страстями.

Вступающим в пост митрополит Симеон дал простой совет: "Творите добро ежедневно, ищите возможности и не ждите, когда вас попросят. Ешьте поменьше, чем хочется, молитесь чуть больше, чем можется, через силу. Ведь как говорил Господь Иисус Христос, «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его».

По материалам пресс-службы Винницкой епархии
источник


 
Re: ВЕЛИКИЙ ПОСТ.
СообщениеДобавлено: 28 фев 2015, 22:57 
Не в сети
Аватара пользователя

[youtube]/vg6Lx9U6SdM[/youtube]

Звучит тирирем – неизъяснимая песнь пророков. В этом пении нет понятных человеческому разуму слов. Это отзвук ангельских хоров. Это то, что боговдохновенные молитвенники смогли запомнить во время озарения.
Первым услышал преподобный Иоанн Кукузель (Афонский) в откровении. Он переложил это пение на ноты. По другой версии он составил териремы в подражание пению цикад - "всякое дыхание да хвалит Господа".

Это пение как бы символизирует пение ангелов — отчётливая параллель со словами апостола Павла о «неизреченных глаголах», слышимых в горних обителях.

Терирем еще назывыают кратимой.Происхождение кратим связано, по-видимому, с богослужебным чином церкви Святой Софии Константинопольской, где они имели практическое назначение — «задерживали» богослужение (отсюда и название), когда это было необходимо (например, до прихода императора, который выполнял определённые обязанности за богослужением), позволяя избегать долгих пауз, столь отрицательно воспринимаемых православным литургическим сознанием.

Кратимы и сейчас не вполне утратили свои утилитарные функции: помимо придания праздничной службе большей торжественности, они помогают уставщику или екклисиарху регулировать продолжительность богослужения. На Афоне строго соблюдается древнее указание Иерусалимского устава: «Должно есть екклисиарх имети опасство в псалмопении и в чтении, да солнцу восходящу бывает отпуст». Попутно заметим, что по той же причине неотъемлемую принадлежность афонских храмов составляют часы с боем. Пение «Богородице Дево» с териремом может продолжаться от 40 минут до полутора часов."


 
Re: ВЕЛИКИЙ ПОСТ.
СообщениеДобавлено: 03 мар 2015, 00:23 
Не в сети
Аватара пользователя

Иеромонах Дорофей (Баранов): «Радость в пост – хорошее чувство!»


Почему только телесный пост может открыть ворота в духовный мир человека? Как определить для себя меру воздержания? Допустимо ли радоваться в великопостное время, и откуда эта радость берется? На эти вопросы отвечает иеромонах Дорофей (Баранов).

Мера рассуждения

— Отец Дорофей, кто должен определять меру поста? Может ли человек решить это самостоятельно или необходимо советоваться со священником?


— Мера и качество поста зависят от многих причин, и для каждого человека на разных этапах его жизни они будут индивидуальны. Когда я впервые в жизни, еще не приходя в храм, почему-то решил провести Великий пост, то употреблял исключительно макароны с кабачковой икрой и даже не задумывался о том, строго это или нестрого, поэтому у юного будет одна мера, у человека среднего возраста — другая, поскольку добавляются разные болячки. Для пожилых людей пост вообще минимален. Каждый должен прежде всего решить: для чего он постится? Просто хочет испытать себя? Или он желает прожить этот этап вместе с Церковью? Тогда стоит подойти к священнику, испросить благословения на пост. А священник, глядя на возраст, пол человека, при трехминутном разговоре выяснит, какой пост будет наиболее полезен, и даст конкретные рекомендации.

— Если человек не в состоянии полностью отказаться от пищи в первые дни Великого поста, считается ли это грехом?

— Современному человеку, живущему в миру, полное воздержание от пищи противопоказано. Даже не столько по причинам медицинского характера, сколько по духовным. Дело в том, что, когда человек начинает поститься, у него высвобождаются духовные силы. Духовный мир имеет два полюса — положительный и отрицательный, и неизвестно, к какому из них человек приклонится: к положительному, к Богу, или к отрицательному, к духам злобы, поэтому часто бывает, что человек, взяв на себя чрезмерный себя подвиг, получает обратный эффект. Вместо душевного мира, любви, простоты, христианской возвышенности духа он становится резким, раздражительным, грубым, злобным. Такое состояние — признак неправильной духовной жизни. Особенно часто отрицательные перемены в человеке постящемся происходят, если он забывает о духовной стороне поста: домашней молитве, посещении богослужений, исповеди, причащении. Такого человека можно сравнить с солдатом на войне, который выскочил безоружным из окопа и тут же был убит.

Отказаться от глянца

— А как быть тем, кому по состоянию здоровья или в силу возраста поститься нельзя? Получается, такой важный этап жизни христианина проходит мимо?


— Церковный устав освобождает болящих и беременных от телесного поста, поскольку их тело и так утруждается необычным состоянием, но они могут вести душевный пост. Ограничивать доступ излишней информации: не включать телевизор, компьютер с целью развлечения, не читать светских журналов и книг. В общем, отказаться от того, без чего, как нам кажется, мы вообще жить не можем! А на самом деле, если мы хотя бы частично удалим это из повседневности, наша жизнь качественно изменится.

— И что происходит с человеком, который оказался в информационном вакууме?

— У него обнаруживаются сначала душевные запросы, а потом и духовные.

Простой пример: съев на ужин килограмм пельменей, не станешь читать Достоевского, скорее завалишься на диван с глянцевым журналом. А вот человек, который проведет недельку на кашах, вдруг обнаружит, что у него в душе происходит что-то необычное, и он захочет понять, что именно. Тогда человек открывает Достоевского, проникается жалостью к героям, а потом и к самому себе. А правильная жалость к себе, то есть ощущение, что упускаешь что-то важное в жизни, — это путь к следующему этапу, духовному. И тогда он ставит Достоевского на полочку и берет Евангелие. И утоляет уже духовный голод. Совершенно очевидно, что прийти в состояние духовного голода через телевизор невозможно, поэтому чуткие к себе люди давно уже этого зверя дома не держат.

Место удовольствия

— Если суть поста не в отрицании определенных типов пищи, а в созидании души, то почему все же без воздержания в пище этого состояния достичь невозможно?


— Мы состоим из тела, души и духа, поэтому, когда идет воздействие на тело, оно отражается на душевной, а затем и на духовной природе человека, то есть заставить работать духовную часть человеческой природы можно, только как-то утеснив телесную. Не нужно обольщаться, что можно прожить жизнь предельно комфортно и в то же время стать нравственным человеком. Опыт страдания, даже минимального, необходим человеку, как прививки необходимы, чтобы не умереть от тяжелых инфекционных болезней.

— Смущает такой момент: гурманство, чревоугодие считаются грехом, но дело в том, что во время поста вкусовые рецепторы обостряются настолько, что обычная каша на воде кажется невероятно вкусной, и получается, что невозможно принимать пищу и не получать от нее удовольствие.

— А христианство не запрещает человеку удовольствия. Все просто: ешь, но не объедайся, пей, но не напивайся. Наше тело создано Богом с определенной целью: чтобы уже здесь, на земле, хотя бы в одной триллионной мы могли вкусить той радости, которую Бог приготовил нам в вечности. Считайте, что такие сильные ощущения — это награда за то, что поститесь. Но необходимо соблюдать осторожность. Человек должен быть готов к тому, что любое удовольствие будет пытаться им овладеть, то есть занять первое место. Первое место должно быть за Богом, поскольку Он — Творец. Если удовольствие в человеке занимает первое место, оно разрушает его природу, поэтому очень быстро вместо чувства радости и благодарности человек испытывает разочарование. Мы живем в мире иерархическом, а правильно выстроенная иерархия — основа безопасности жизни. Если во главе Бог, то и все остальное на своих местах. Если место Бога занимают еда, деньги, другой человек, искусство, вещи, удовольствия — это нарушение фундаментального закона мироздания, которое приводит к разрушению человека как его части.

Не в оливках дело!

— Однажды во время Великого поста в магазине я оказалась в очереди за священником, который покупал оливки. В голове возникла мысль: «Значит, оливки можно?». Мне сразу стало стыдно за то, что я словно заглянула в чужую тарелку. А еще грустно, потому что обнаружила, что пост так и рассматриваю в категории «можно или нельзя». Как избавиться от этого восприятия?


— По мере приобретения христианского мировоззрения перед человеком открываются все более прекрасные картины духовной жизни и все более проявляется несоответствие своего внутреннего мира той красоте, которую хочет дать нам Бог. И вот, когда ты видишь свой маленький, такой убогий, серенький, внутренний мир, ты приходишь в такое состояние, когда в принципе ничего, кроме собственной нищеты духовной, не волнует. Не смотришь по сторонам, не замечаешь мнимых или реальных грехов других людей, потому что приходит четкое понимание: это я погибаю, а не они! Поэтому можно только пожелать испытать это состояние, чтобы не смущаться в магазине.

— Считается, что пост надо проводить в покаянии. В этот период люди более часто ходят на службы, исповедуются, начинают видеть свои грехи более четко, но при этом покаянное состояние души почему-то сопровождается радостным.

— Так и должно быть. Покаяние — это узнавание истинного себя, оно сопровождается очень сложными переживаниями. Одновременно могут быть грусть, даже отчаяние, ужас от того, что мы в себе разглядели, и в то же время радость, что познали, чем можно заполнить эту раскрывшуюся бездну. А заполнить ее может только Бог. Это горестно-радостное состояние больше ни при каких обстоятельствах нельзя испытать, кроме как находясь в христианском покаянии. Оно является одновременно и наградой, и наказанием. Я вспоминаю свою первую исповедь. Покаялся в юношеских грехах, даже всплакнул, а батюшка, прочитав надо мной разрешительную молитву, сказал: «Ну, теперь домой как на крыльях полетишь». Эта художественная формулировка меня тогда сильно удивила. Но я вышел из храма — и полетел на крыльях! Можно так летать только, когда слышишь ответ от Бога. Ты протягиваешь руку в незнакомый духовный мир и… вдруг чувствуешь рукопожатие. Это ни с чем не сравнимое чувство ставит человека на такую высоту радости, с какой не сравнится ничто земное, поэтому ощущение радости во время поста — очень хорошее чувство, но только в том случае, если его источником являются предыдущие скорбь и покаяние.

Газета «Саратовская панорама» № 10 (938)

Беседовала Оксана Лаврова

источник


 
Re: ВЕЛИКИЙ ПОСТ.
СообщениеДобавлено: 11 мар 2015, 23:05 
Не в сети
Аватара пользователя

Монахи Киево-Печерской Лавры совершили соборование 103-летней прихожанки

В дни Великого поста к архимандриту Лаврентию, клирику Киево-Печерской Лавры, обратилась его духовная дочь с просьбой соборовать на дому ее крестную мать.

Узнав, что рабе Божьей Ольге уже пошел 103-й год, отец Лаврентий и архидьякон Матфей решили не откладывать Таинство.

Бабушка Ольга ― коренная киевлянка, в силу возраста уже почти ничего не видит, передвигается с трудом. За ней ухаживают ее дочь и внучка. Тем не менее, она понимает происходящее и может поддерживать диалог.

Встрече с лаврским священнослужителем семья старожилов была очень рада. Известие дошло и до соседей. К началу совершения Таинства присоединились и они.

У соседей ― тоже бабушка-долгожительница, ей исполнилось полных 96 лет. Поэтому верующим женщинам, которым болезни уже не дают возможности ходить в церковь, соборование на дому было крайне необходимо.

Изображение


После елеосвящения отец Лаврентий подарил икону прп. Агапита Печерского, которому молятся об излечении от болезней.

Затем гостей пригласили к постному столу ― отметить важное событие.

источник


 
Re: ВЕЛИКИЙ ПОСТ.
СообщениеДобавлено: 12 мар 2015, 23:21 
Не в сети
Аватара пользователя

Никогда православные столько не говорят о кулинарии, как во время постов!

Протоиерей Андрей Дудченко | 12 марта 2015 г.

Почему в пост, когда, казалось бы, меньше всего надо задумываться о еде, мы уделяем ей столько внимания? Размышляет протоиерей Андрей Дудченко.

Без вопроса о еде поста не начнешь. Ведь определенное ограничение в пище – первая составляющая поста, при всей важности, конечно, и дел милосердия, и усиленной молитвы, и чтения Писания, и организации своего времени.

Часто выходит парадокс: мы говорим, что пост – это время, когда «не хлебом единым будет жить человек», но в то же самое время именно о разных качествах этого «насущного хлеба» чаще всего в пост и задумываемся.

Никогда православные столько не говорят о пище и кулинарии, как во время постов! А ведь должно бы быть наоборот. Пост – время, когда меньше всего надо задумываться о еде.

На мой взгляд, пища в пост должна быть по возможности самой простой. Например, в супермаркете можно найти совершенно постное по своему составу соевое молоко – но стоит оно в пять раз дороже молока обычного. Так постное оно в таком случае или нет? Может быть, иной раз лучше выпить стакан кефира, чем полакомиться постным деликатесом?

Не надо нарушать пост намеренно и демонстративно, с одной стороны, но с другой – не вижу ничего предосудительного в том, если каждый христианин сам для себя сможет определять меру своего поста, не обязательно советуясь со священником по каждому ингредиенту.

Но если, например, позволяешь себе в пост рыбу (со времен учебы в духовной семинарии и академии рыба во время Великого поста прочно вошла в мой рацион), то выбери ту, которая проста в приготовлении и дешева. Ведь килька пока еще не исчезла с прилавков. Поэтому иногда вопрос о выборе между «дорогой рыбой» и «дешевой курицей» – лукавство.

Чем руководствоваться при выборе продуктов питания? Конечно, надо принимать во внимание состояние здоровья. Если врач предписывает молочную или белковую пищу, то не стоит отвергать эти рекомендации. Можно есть то, что показано врачом, но поститься в чем-то другом, в каких-то лакомствах.

Если вам что-то порекомендовал хорошо знающий вас священник – тоже прислушайтесь. Но, подчеркиваю, это должен быть священник, который знаком с вами достаточно хорошо, а не тот, что видит вас впервые и готов направо-налево всем раздавать рекомендации. Ну и, конечно, мы ведь помним, что пост – это не только диета, но и духовная работа.

Мне рассказывали, как когда-то еще в советские годы известному киевскому духовнику отцу Михаилу Бойко во время Великого поста в больницу кто-то принес несколько свежих помидоров и огурцов. Надо ли говорить, что в те времена в такое время года свежие овощи были большой редкостью? Отец Михаил их отдал другому посетителю, сказав, что в пост не может себе позволить подобную роскошь…

И поменьше о еде надо бы вспоминать на исповеди. Ведь, как нам должно быть известно, «пища не приближает нас к Богу». Пост – это то, что нужно не Богу, а нам. Это наш способ выразить Богу свою любовь. Правильная мотивация поста – это когда мы постимся ради Господа.

А вот можно ли каяться словами: «Прости, Господи, что я недостаточно тебя люблю»? Не лучше ли, если осознаешь это, не говорить (потому что после подобных разговоров, как правило, ничего не меняется), а начать делать дела любви?

Начать поститься никогда не поздно, даже если вы вдруг сорвались, нарушили пост. Ничего страшного, продолжайте.

Милостыня

Пост и милостыня – два крыла молитвы. Постный стол должен обходиться дешевле скоромного, а высвобожденные от этого средства следует потратить на помощь нуждающимся – так учил святитель Иоанн Златоуст.

Почитав последние публикации «Правмира», я отметил, что никто не сказал, что в пост может расходовать меньше средств на питание: в лучшем случае, не больше, чем обычно, но часто постный стол сегодня стоит дороже, чем непостный. Вот и задумаемся…

Молитва

Поскольку пост – это не только пищевые ограничения, но и духовная работа, задумаемся о молитве. Часто бывает так, что вместо молитвы – обращения к Богу ума и сердца, то есть разговора с нашим Небесным Отцом, в котором участвует и разум, и эмоции, – мы вымучиваем «правило».

А теперь давайте представим, что мы начнем точно так же общаться и друг с другом, в том числе с самыми дорогими и близкими нам людьми – шаблонно, изо дня в день утром и вечером повторяя одни и те же заученные слова. Это будет общение? Вероятно, какое-то общение при этом будет, но мы же понимаем, насколько такой «формат» далек от настоящего общения.

Мы почти забыли, что молитвослов – костыли для тех, кто еще не научился ходить. Это не значит, что костыли надо отбросить – так мы вообще никуда не попадем, а будем лежать как тот расслабленный у купальни Вифезда и ждать, что нечто произойдет.

Надо вставать и идти, учиться молитве как разговору с Богом. Не бояться открывать Ему то, что мы сказали бы своему настоящему Отцу. Доверять и благодарить. Сколько эмоций в Псалмах! А мы читаем их по-славянски (а во время службы норовим сократить) и половину вообще не понимаем. Прочтите псалмы в хорошем русском переводе. Откройте для себя эту гениальную книгу, которая может научить нас настоящему разговору с Богом.

Чтение Евангелия

Дальше – чтение Слова Божия, тоже важнейшая составляющая для духовной жизни. Уже избитой стала фраза о том, что православные Евангелие целуют, а не читают. Что же говорить тогда обо всей Библии? Слава Богу, последнее время это становится все меньше похоже на правду.

Великий пост – замечательное время для того, чтобы прочитать из Библии то, что еще не читали. А если прочитали уже всю Библию, то надо освежить в памяти то, что читали давно. Особенно хорошо, если при этом читать Библию в новом русском переводе (имею в виду перевод Ветхого Завета под ред. М. Селезнева, Российское Библейское общество).

Постоянное чтение Писания позволяет открыть новые смыслы в тексте, который, казалось бы, давно знаком. Слово Божие должно быть для нас постоянным светильником, служить ориентиром в жизни. Через Слово Божие с нами говорит Сам Бог.

Выделите себе, например, каждый день в течение Поста полчаса на чтение Писания – но только не по «остаточному» принципу, то есть, когда повезет, а какое-то определенное время в течение дня, когда будете свободны от суеты. Например, в обеденный перерыв. Это время очень важно. Не надо стараться прочитать за это время как можно больше – лучше прочитать меньше, но вдумчиво, чтоб слово Божие было посеяно в нашей душе и могло принести плод.

Кроме Библии во время Великого поста полезно прочитать и несколько толковых книг. Это может быть или комментарий на Писание, или что-то из святоотеческой или современной христианской литературы, или просто художественная классика. Вероятно, можно посмотреть и серьезный фильм, но избирательно, и лишь то, что вы считаете для себя полезным.

Интернет

Стоит ли отказываться от использования интернета и присутствия в социальных сетях? Могу судить по себе: социальные сети – это настоящие «прожигатели» времени. Поскольку время поста я понимаю как время освобождения от всего, что связывает и не дает по-настоящему жить, то уже несколько лет я во время поста не прокручиваю «ленту» Фейсбука. Сам пишу, отвечаю на комментарии и сообщения, но не прокручиваю колесико мышки в ленте. Для меня это – освобождение, которое приносит Пост.

Отключить интернет совсем – сегодня невозможно. Ведь тогда вы не прочитаете эту статью. Но вот пользоваться им избирательно – всегда полезно. В пост мы ограничиваем развлечения, вот и в интернете надо более тщательно отбирать, что читать и смотреть.

В этом году тем, кто меня спрашивает, как поступать с новостями, я рекомендую не смотреть новости по телевидению. Вовсе не смотреть. И очень ограничить просмотр новостей в интернете. На самом деле, настоящие новости вы и так будете знать. Но не будете расходовать на это столько драгоценного времени и жизненных сил. Лучше уделите это время и силы своей семье.

Весна духовная

Каждый год в течение Великого поста стоит напоминать себе слова уст Господних из книги пророка Исаии:

«Вы и в день поста творите, что хотите, угнетаете работников своих. Вы поститесь – и множатся раздоры и распри, вы жестоко бьете людей кулаками. Пока вы поститесь так, не будет голос ваш услышан на высотах!.. Пост, которого Я хочу, таков: снимите узы несправедливости с человека, с его шеи снимите ярмо! Порабощенным даруйте свободу, всякое ярмо уничтожьте! С голодным поделись едой, бедняков бездомных к себе домой приведи. Увидишь нагого – одень его; не отворачивайся от своих родных. Тогда воссияет твой свет, как заря, и быстро наступит твое исцеленье. Перед тобою пойдет избавленье твое, а позади – слава Господа, как защита. Тогда ты к Господу воззовешь – и Он ответит, позовешь на помощь, и Он скажет: «Я здесь!» (Ис. 58:3-9).

Пускай эти слова пророка станут для нас вдохновением и судом, а Великий пост будет духовной весной, временем нашего обновления и роста. Какую бы меру поста для себя мы ни выбрали – главное, чтобы это было воспринято всерьез.


Источник: http://www.pravmir.ru/velikiy-post-o-ed ... z3UCjhCnTt


 
Re: Лазарева суббота: пробуждение души
СообщениеДобавлено: 04 апр 2015, 20:20 
Не в сети
Аватара пользователя

Лазарева суббота: пробуждение души


Священник Сергий Круглов

Всем хорошо известно: Страстная седмица к Великому посту не относится. Страстная, Пасха и Светлая седмица — вершина церковного года, в эти дни и Богослужение совсем особое. Эти дни есть апофеоз череды великих событий пришествия Бога в падший мир, Его вочеловечения – ради спасения и обожения нас с вами. А Великий пост был лишь подготовкой к восхождению на эту вершину, временем сугубого приложения наших собственных усилий к тому, чтобы смочь принять данное от Бога.

Что значит – «смочь принять»? Разве не достаточно того, что сделал для нашего спасения Христос? В каком-то смысле недостаточно. Вспомним, что человек призван быть не марионеткой в руках Бога, но Его чадом, а значит – сотрудником, соработником, воплощать в своей жизни то, что Святые Отцы называли «синергией». Без Бога мы – бессильны. Но и без нашего участия в жизнь вечную Бог нас за уши не втащит.

Как часто мы сетуем: «Ходим на исповедь, но снова и снова грехи повторяются… Неужели Бог нас не прощает?» Прощает, конечно. Но не только в Его прощении дело – а в том, как живем мы сами, делаем ли хоть какие-то усилия, чтоб переменить себя и свою жизнь. Прощает, любит – но именно потому и горько оплакивает нас, приколоченный ко кресту, видя, как мы зачастую безвольно катимся в яму, в оцепенение смертного сна…

Всем нам знакомо, что такое сон смертный, ночной кошмар. И как часто выход из него один: прямо там, во сне, ОПОМНИТЬСЯ. Прийти в себя. Осознать: я внутри кошмара, надо проснуться! И сделать усилие, страшно тяжелое, как сквозь свинцовую толщу – прочь, прочь отсюда, всплыть со дна вверх, в явь, в утро и в жизнь… Просыпаешься – и в первые минуты все еще тошно и страшно, весь в липком противном поту, сердце бухает, кошмар все еще перед глазами… Но тем не менее – ты уже в яви, ты жив.

Вот примерно таким «опамятованием» из тягучего сна, кошмара ежедневной суеты, греховности, расслабленности духа, ознаменовано для нас начало Великого поста:

«Душе моя, душе моя, востани, что спиши? конец приближается, и имаши смутитися: воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняй».

Весь пост — это именно рывок и души, и всего телесного состава, из тягучего ночного кошмара к свету Воскресения, восстановление человека в том его качестве, которое одно и есть «человеческое»: не бледный призрак из сна, терзаемый другими призраками, но человек из плоти и крови, весомый и реальный, дитя и любимое творение Божье. Аскетические труды поста и молитвы, предпринимаемые нами в этом рывке, незримо поддерживает Бог, в первую очередь – через Церковь, ободряет нас в том, что мы – не одни, что Он не оставит нас, вытянет из омута к берегу, лишь бы и мы не опускали рук, содействовали посильно.

И вот он результат – настает Страстная седмица, Церковь празднует события Лазаревой субботы и Входа Господня в Иерусалим, Бог идет на крест и к Воскресению, мы видим воочию Его труды по нашему спасению из кошмара. И видим, что Он не просто «пощадил» нас, как мы просили о том словами кондака из Великого канона преп. Андрея Критского. Он делает большее – воскрешает нас, как воскресил когда-то Лазаря:

«Якоже рекл еси Господи Марфе: Аз есмь Воскресение, делом слово исполнил еси, из ада воззвав Лазаря: и мене Человеколюбче мертва страстьми, яко сострадателен воскреси, молюся».
(Стихира Лазаревой субботы, на хвалитех)


Не только проснуться – мы должны, и по своему желанию и по зову Христову, встать со своего одра, из ада насилующих нас страстей и тления, и жить жизнь вечную.

Из Евангелия мы видим, что силу жизни вечной, силу Царства Божия, Господь являл людям (не столько стараясь «доказать» некие вероучительные положения, сколько именно ЯВЛЯЯ им факт этой силы и оставляя жить перед лицом этого факта) не единожды: преобразуя косную материю, показывая несостоятельность, без-божность таких, казалось бы, незыблемых законов, управляющих миром сим: останавливая бушующие волны, претворяя воду в вино, умножая хлебы, исцеляя неизлечимо больных и бесноватых.

Воскрешение Лазаря из Вифании, уже начавшего разлагаться в погребальной пещере, явило эту силу настолько ярко и мощно, что слава о Назарянине умножилась среди иудейского люда многократно, и на следующий день Его, въезжающего через Сузские ворота в Иерусалим на ослике, народ встречал с небывалым подъемом и ликованием, как Мессию и царя. Чаша терпения церковной элиты переполнилась, разговоры между ее авторитетами о том, что «этого, делающего себя Богом», надо срочно ликвидировать ради всеобщего спокойствия, достигли предельного градуса обеспокоенности, а воскресшего Лазаря они возненавидели не менее, чем самого Иисуса, о чем свидетельствует евангелист Иоанн.

Всё это знакомо и нам с вами: стоит нам немного стяжать благодати Божией, приложить усилия в молитве ли, посте, делании во Христе – так сразу в это место бросаются разозленные духи нечистые, пытаясь новым восстанием страстей и возмущением скорбей житейских погасить затеплившийся огонек, загнать пробудившуюся душу назад, в уныние и отчаяние, в сон смертный…

Но не тут-то было. Онтологический опыт воскресения, полученный нами в дни Великого поста и Пасхи Христовой, уничтожить невозможно, этот свет жизни остается в нас навсегда, с каждым усилием, с каждым опытом приятия благодати, мы становимся все сильнее.


По преданию, после своего воскрешения Лазарь прожил еще тридцать лет, был епископом Кипра (в западной традиции – Марселя). Помнил ли он те четыре дня в лоне тления? Думаем, что помнил. Тому порукой – и многочисленные свидетельства людей, переживших опыт посмертия: они возвращались в жизнь, но помнили те места, в которых побывали, и их мировоззрение зачастую менялось кардинально.

Конечно, Лазарь потом умер еще раз – но уже как христианин, смерть окончательно потеряла над ним власть и стала переходом в вечную жизнь.

То же самое происходит и с нами: опыт смертного сна разрушает в нас иллюзии о сладости греха, ясно показывает, где черное, а где белое, и дает толчок ко Христу, а опыт пробуждения души Великим постом в преддверии Пасхи Христовой даёт незабываемый вкус жизни вечной, настоящей, полноценной — вкус, который мы не забудем уже никогда.

Источник: http://www.pravmir.ru/lazareva-subbota- ... z3WMU4VzKw


 
Re: ВЕЛИКИЙ ПОСТ.
СообщениеДобавлено: 10 мар 2022, 11:22 
Не в сети

Разнообразят ваше меню и подойдут для поста, если не знаете, что есть в пост.
Изображение
Понадобится:
Капуста — 1 кг
Лук репчатый — 1 шт.
Чеснок — 2 зубчика
Манная крупа — 0,5 стакана
Мука — 0,5 стакана
Сухари панировочные — 100 г
Зелень укропа — 1 пучок
Соль —по вкусу
Перец — по вкусу

Приготовление:
Капусту тщательно промываем, разрезаем на 4 части. Кладем в кастрюлю и варим 8-10 минут. Пропускаем капусту через мясорубку. Отжимаем, чтобы не осталось воды. Лук натираем на мелкой терке. Чеснок измельчаем. Измельчаем укроп в блендере или просто мелко рубим. В капустный фарш добавляем лук, чеснок и укроп. Солим и перчим по вкусу, перемешиваем. Добавляем муку и манную крупу. Снова тщательно перемешиваем все ингредиенты, чтобы получилась однородная масса. Из полученного фарша формируем котлеты. Панируем котлеты в сухарях и обжариваем с обеих сторон, пока не образуется аппетитная румяная корочка. Котлеты из капусты готовы!


 
 Страница 1 из 1 [ Сообщений: 9 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Наши сайты:
SmertiNet.ruСайт SmertiNet.ruAhirat.ruСайт Ahirat.ru
© 2012-2023 Смерти нет!
При поддержке phpBB Group и русскоязычного сообщества phpBB

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Time : 0.142s | 21 Queries | GZIP : On