Экспонаты Горецкого и Шкловского Домов ремесел, сельских ДК и сельских музеев.
Икона св. преподобного Елисея Лавришевского (белорусский святой 13 в., основатель мужского Лавришевского монастыря. В качестве оклада - соломка.
Полотенца (по-белорусски - ручники или, когда на иконе - набожники) вытканы сейчас по старым образцам. Ткацкие станки по районам обычно собирают из разрозненных деталей, валявшихся у бабушек на чердаках, и теперь на этих ткацких станках (по-белорусски - кроснах) ткут разные красивые вещи.
Старые ручники в Шкловском районе (в клубе, у кого-то из деревенских выпросили, чтобы повисели на выставке)
Этот вышитый крестиком.
Этот новый, вытканный по старым образцам.
Такой современный иконостас со старым ручником (узоры - вышивка) в деревенском доме (Шкловский р-н)
Это "Свеча" св. Варвары. По восточной Могилевщине (белорусско-русское пограничье) у нас очень был распространен обряд "Свеча". Свечой называли или собственно самодельную большую свечу из воска или икону. Самые частые "Свечи" - св. Варвары (отмечают 17 декабря), св. Николая (отмечают 19 декабря), иногда бывает Архангела Михаила (21 ноября). Суть обряда в том, что икона-свеча передается из дома в дом в деревне. В каждом доме она находится год - от дня до дня памяти святого. В день, когда икона должна "уйти" в другой дом, хозяева задают прощальный обед. Потом икону торжественно переносят в другой дом крестным ходом. В доме, где икону принимают, тоже задается обед. На протяжении года люди могут собираться у иконы-свечи помолиться, почитать акафист. Брать свету считалось почетно, как благословение в дом. Здесь на св. Варваре интересный асимметричный ручник с ткаными и вышитыми узорами.
Продолжение будет.