Сообщения без ответов | Активные темы

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Начать новую тему  Ответить на тему 
 Страница 1 из 1 [ 1 сообщение ] 
АвторСообщение
Феофан Затворник о молитве. Из писем к духовным чадам.
СообщениеДобавлено: 14 сен 2013, 00:26 
Не в сети
Аватара пользователя

Молитвенное правило


На молитвенном правиле приутруждать себя надо. В монастыре святаго Саввы на каждую молитву Иисусову кладут поясной поклон, а после каждаго десятка земной. Так и вам можно. Положить, - известное число молитв говорить стоя, без поклонов. Это есть в правиле отца Серафима. Как впрочем, применитесь. Только утруждать себя надо, хоть в меру. А то льгота малая поведет к большой, и все можно разорить. Когда станете на правило, а голова разсеянничает, так что с нею не управишься, понудить ея надо к порядку, сначала какими-либо мыслями остепеняющими: ибо это значит, что страх отошел, и душа стала неукротимою. Если это не поможет, возьмитесь читать какия-либо молитвы, и читайте со вниманием, пока соберется в себя ум. Когда станет он в строй, тогда начинайте поклоны. Кладущий поклоны с разсеянною головою есть трость, ветром колеблемая. Впрочем, этот блаженный труд сам научит вас, как в каком случае действовать.
(№ 708. письмо 719. вып. 4. стр. 123.)

Молитвенное правило держите, как есть; только в механизм обратить поостерегитесь. Форма пустая - что есть? Надо душу в нея влагать. И богомыслия не забывайте, и чтения, и телеснаго труда. Да и ничего не надо забывать. Труженнический путь есть. Внимать надо, трезвиться и бодрствовать. Помоги вам Господи во всем.
(№ 813. письмо 719. вып. 4. стр. 125.)


Дорожное молитвенное правило


Спрашиваете об исполнении правила. Уж теперь какое правило? Дорога! Пришлось поклонник положить, хорошо; а не пришлось, так и быть. Лежа про себя что-либо поговорите Господу. Где тут, утомившись, правило справлять? Когда воротитесь на свое место, тогда все пойдет своим чередом.
(№ 811. письмо 699. вып. 4. стр. 125.)

О правиле


Что касается до правила, то относительно сего этак думаю: какое ни избери кто себе правило, всякое хорошо, - коль скоро держит душу в благоговеинстве пред Богом. Еще: читать молитвы и псалмы до разшевеления души, а там самому молиться, излагая свои нужды, или без всего. "Боже милостив буди..." Еще: иногда все время, назначенное для правила, можно провесть в читании однаго псалма на память, составляя из всякаго стиха свою молитву. Еще - иногда можно все правило провесть в молитве Иисусовой с поклонами... А то из таго, другаго и третьяго понемногу взять. Богу сердце нужно (Притч. 23,26), и коль скоро оно благоговейно пред Ним стоит, то и довольно. Непрестанная молитва в сем и состоит, чтобы всегда благоговейно стоять пред Богом. А при этом правило есть только подтопка, или подкинутие дров в печь.
Все сие пишу вам по-книжному. У вас сколько опытов! Из них выбирайте, что найдете пригожим.
(Письмо к отцу Архимандриту Задонскаго
Святаго Тихона Монастыря Димитрию.
21 февраля 1881 г.)
(№ 815. письмо 2. вып. 1. стр. 126.)


Что делать, когда молитва нейдет на ум?


Что делать, когда молитва нейдет на ум? Если это домашняя молитва, то можно немножко - на несколько минут отложить ея... Если и после нейдет... нудьте себя исполнить молитвенное правило насильственно, напрягаясь и понимать глаголимое и чувствовать... похоже на то, как, когда дитя не хочет поклониться, его берут за чуб и нагинают.
(№ 845. письмо 113. вып. 1. стр. 128.)

Поспешность в чтении молитвеннаго правила


Беспокоит совесть вашу поспешное совершение молитвословий... И правильно. Зачем врага слушаете? Это враг гонит вас... скорей, поскорей... От этаго вы и никакаго плода от молитвы не ощущаете... Но положите себе законом не спешить... Но так произносить молитвы, чтобы ни одно слово не произносилось без сознания смысла и по возможности и чувства... Наложите на себя труд сей с решительностью главнокомандующаго, чтобы отнюдь никакаго не пораждалось возражения против сего... Враг внушает, то надо и другое надо, а вы ответьте: без тебя знаю, поди прочь...
Посмотрите, как пойдет молитва... А то у вас молитвословие только есть, а молитвы нет. Питает же душу одна молитва... Вот вы и чувствуете себя неудовлетворенною...
По часам сличите, сколько времени пройдет, если не станете спешить... и увидите, что несколько минут. А ущерб от поспешности какой!!
8 июня 72 г.
(№ 814. письмо 763. вып. 5. стр. 1.)


Руководственныя указания к благоговейно-молитвенному чтению правила


Собираетесь вычитывать правило... Добре! Выполняя свое правило, не то имейте в мысли, чтобы только вычитать все положенное, а чтобы в душе возбудить и укрепить молитвенное движение: чтобы это получалось,
1) никогда спешно не читайте, а читайте будто нараспев... близко к тому. В древности все читаемыя молитвы брались из псалмов.
Но нигде не встречаю слова: читать, а везде петь...
2) Во всякое слово вникайте и не мысль только читаемаго воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте.
3) Чтоб подсечь позыв на спешное чтение, положите не то и то вычитать, а простоять на читательном молитвословии четверть часа, полчаса, час... сколько обычно выстаиваете... и затем не заботьтесь, что сколько прочитаете молитв, - а как пришло время, если нет охоты стоять далее, переставайте читать...
4) Положив это, на часы, однако ж, не посматривайте, а так становитесь, чтоб стоять без конца: мысль и не будет забегать вперед...
5) Чтоб пособствовать движению молитвенных чувств, в свободное время перечитайте и передумайте все молитвы, которыя входят в ваше правило, - и перечувствуйте их, чтобы, когда на правиле станете их читать, и знать наперед, какое чувство должно быть возбуждаемо в сердце.
6) Никогда не читайте без перерыва молитвы... а всегда перерывайте их своеличною молитвою с поклонами, в середине ли молитв придется это сделать, или в конце. Как только вспадет что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны. Это последнее правильце - самое нужное и самое необходимое для воспитания духа молитвеннаго... Если иногда, какое чувство займет очень, вы и будьте с ним и кладите поклоны, а читание бросьте... так до самаго конца положеннаго времени. Молитвы творите не утром только и вечером, а и днем почасту кладите по несколько поклонов без установлений на то часов. Означенное в 5-м и 6-м пункте сделайте предварительно для одних утренних и наночных молитв. Может быть, больше их и не окажется нужным читать другое что.
24 июня 73 г.
(№ 807. письмо 773. вып. 5. стр. З.)

О молитвенном правиле


Как вы положили действовать относительно молитвы - добре. Попекитесь так устроиться и навыкнуть. Правило молитвенное есть безопасная ограда молитвы... Молитва есть внутреннее дело, а правило молитвенное внешнее.
Но как без тела человек не полный человек, так и без правила молитвеннаго молитва не полна. То и другое надо иметь по силе исполнять. Неотложный закон внутренне молиться всегда и везде. Молитвословие же не может быть без определеннаго "времени, места и меры". Определение сих трех составляет правило молитвенное. И тут руководитель - благоразумие; когда, где, сколько стоять на молитве, и какия употреблять молитвы... всякий может определять по своим обстоятельствам, увеличать, умалять, передвигать время и место... все направлять к тому, чтобы внутренняя молитва совершаема была, как следует. Относительно же внутренней молитвы одно правило: "непрестанно молиться".
(№ 810. письмо 947. вып. 6. стр. 96.)

Как читать правило


Милость Божия буди с вами! Достопочтенейший отец Н...! Молитвенное свое правило, по причине слабости зрения, вам можно ограничить временем, - и часа, как вы делаете, для него достаточно. Вместо же чтения молитв в молитвенниках, можно вам молиться коротенькими молитовками. Дело сие состоит в следующем: наберите себе коротеньких молитовок по вашим потребам... десятка три-четыре-пять, заучите их на память и повторяйте их на правиле 5 и 10 раз каждую, как делают с молитвою Иисусовой, всячески стараясь, чтобы со словами молитовки шли неразлучно и помышления и чувства, выражаемыя молитовками. Потрудитесь так час, и довольно. Главное дело в том, чтобы всякая молитовка произносимая исходила из сердца. Для этого при заучивании надо глубоко обдумать их.
Содержанием молитовок должны быть: славословие, благодарение, прошение и особенно покаяние. Такия и молитовки надо подобрать. Садитесь, читайте псалмы.., и какой стишок падет на сердце, записывайте его. Потом возьмите Октоих, который весь состоит из умиленных воззваний к Богу, выбирайте подходящия вам воззвания и записывайте. Тоже и из молитвенников можно почерпнуть. Наберется много...
Выберите из сего наиболее подходящее к вам, и молитесь сими молитовками.
4 апреля 1891 г.
Е. Феофан.
(№ 805. письмо 379. вып. З. стр. 176.)


Молитвенное правило

За мной еще остается один вопрос... о молитвенном вашем правиле. Прежде вы спрашивали часом раньше кончать правило. Не прозревая хитрости врага, я согласился на это. Теперь враг подсел к вам и натолковал, что можно молитвенное правило сократить еще, внесши в него рукоделие. Так совсем разхорилось ваше обычное молитвословие. Не добре так... Потрудитесь возстановить его, как оно было в начале.
Если для вас удобнее кончить правило часом раньше, то положите и начинать его раньше. Рукоделие же совсем выбросьте... Где нашли вы такое позволение?... нет, нет... Преутруждать себя Надо, а не льготы придумывать. Это широкий путь... недобрый...
6 января 1891 г.
(№ 800. письмо 528. вып. З. стр. 182.)


О молитвенном правиле


Милость Божия буди с вами!
Д... М...
Достопочтеннейшая матушка, сколько я мог разобрать, вам желательно сократить келейное свое правило четырехчасовое, заменив его более краткою своеличною молитвою. И спрашиваете, как себя вам поставить?
Прямо на этот вопрос ответить вам не могу, не зная, как шла ваша жизнь, и откуда у вас ваше правило, и какова ваша внутренняя молитва, о коей вы так ревнуете. Если келейное ваше правило вы сами себе определили, то в вашей власти и изменить его всячески. Но если оно дано тем, с кем вы прежде советывались в делах своих, то об изменении сего правила с ним же и говорить надо. Изменить можно, но иже порядок того требует, чтобы спросить.
Правило - не существенная часть Молитвы, а есть только внешняя его сторона. Главное дело - есть молитва ума и сердца к Богу, возносимая со славословием, благодарением и прошением... и, наконец, с преданием себя Господу всецело.
Когда есть такия движения в сердце, есть там и молитва, а когда нет, и молитв нет, хотя бы вы целыя дни простояли на правиле. У вас именно на это и обращено должное внимание. Так продолжайте стараться к сему придти. "Ищите и обрящете. Господь близ". Вы любите Господа, как написали, к Нему и обращайтесь со всеми нуждами своими, как дитя к Отцу. Если вы познакомите меня с вашею жизнию, с вашим внутренним строем и напишете в чем состоит ваше правило, то я, может быть, что-нибудь возмог бы сказать вам.
Благослови вас Господи! Спасайтесь!
Ваш доброхот Е. Феофан.
22 февраля 1888 г.
(№ 801. письмо 515. вып. З. стр. 183.)


О сокращении правила


После утомления плохо совершаете вечернее правило... Прежде правила походите немножко, даже наружи, если удобно, и полежите немного, пока отдохнет голова и впечатления пережитыя развеются... Тогда становитесь на правило... Правила никогда не давайте себе свободы исполнять кое-как. Всегда исполняйте его как первейшее дело... Как представление пред Государя... И если время не позволяет, сократите лучше правило, а не исполняйте его кое-как. Сокращение сие при нужде сами и благословитесь на исполнение его у свояго духовнаго отца. Или сократив в нужде, после дополняйте пропущенное, если оно общаго свойства по содержанию. Держите в мысли и чувстве, что всякое себе принуждение и произволение на дело Божие видит Бог вездесущий и благословляет сие творящаго.
(№ 8127. письмо 477. вып. З. стр. 186.)


Молитва
(прекращение чтения акафистов и канонов)


Спрашиваете, не есть ли неблагодарность прекращение чтения акафистов и канонов? Нет. Неблагодарность - совсем забыть тех, кому читали акафисты и каноны. А если вы, вместо печатных слов, мысленно, или своими словами будете призывать их и благодарить, это тоже, что и читания молитв, канонов и акафистов, и даже не лучше ли? Мысленно с поклонами ко всем обращайтесь. - Чем больше своеличной усердной молитвы, тем лучше.
(№ 713. письмо 713. вып. 4. стр. 107.)

О молитве


Сделайте, чтобы знание стало делом и получаемый вновь сведения тоже тотчас входили в жизнь. Молитва - проба всего; молитва - и источник всего; молитва - и двигатель всего; молитва и направитель всего. Коль скоро молитва исправна, все исправно. Ибо она не допустит быть чему-либо неисправным.
(№ 730. письмо 796. вып. 5. стр. 10.)


Молитва никогда не пропадает даром


Молитва никогда не пропадает даром, исполняет ли Господь прошение или нет. По неведению мы часто просим неполезнаго и вреднаго. Не исполняя этого, Бог за труд молитвенный подаст другое что, незаметно для нас самих. - Потому речь: "вот и Богу молитесь, а что получили?" - безтолкова. - Молящийся просит блага себе, указывая на него. Видя, что просимое не поведет к благу, Бог не исполняет прошения и этим творит благо: ибо, если б исполнил, худо было бы просителю. Блюдите, како опасно ходите среди века сего лукаваго!
13 мая 89 г.
(№ 776. письмо 1406. вып. 8. стр. 120.)


Как надобно в молитве просить Господа


... Это леность в молитве. Разозлитесь на нея и сейчас же уничтожьте, чтоб дух ея не пах...
Если она прорывается, но бывает всякий раз прогоняема, то это ничего, и говорить про это нет нужды. А если поблажка ей делается, то тут хозяюшка кругом виновата... что не жалеет добра свояго... От частых поблажек молитва совсем ослабеет, и молитвенное правило обратиться в безжизненную форму, и духовная жизнь замрет. Но я думаю, что вы тут немножко лишнее на себя наговариваете. Вам Бог дал доброхотное сердце, которое бывает и у вас есть источник деятельной жизни по заповедям относительно ближних.
Извольте законом иметь: всякое дело Богу посвящать в самом его зародыше, к Богу обращать его во время производства его и у Бога просить сил на совершение его; потом кончивши и благодарение Ему же воздать за то... каясь, если что протолклось покривившее дело, - или представляющее его пред очами Божиими в чем-либо недостаточным. Действуя так, вы, наконец, сим трудовым путем достигнете того, чего достигают от всего отрешающиеся пустынники. А если не будете, то останетесь на одной степени с иудеями не теперешними, а древними, кои жили по предписанной им норме.
Извольте сие поиметь в мысли. Наложенное вами на меня послушание молиться о Н.Н. исполняю. Только не молюсь: возьми то и дай это, а так: сотвори с ним Господи как для него спасительно. А то молитва будет походить на указ Богу... что совсем не пригоже.
28 октября 82 г.
(№ 774. письмо 552. вып. 4. стр. 118.)


О настойчивости в молитве


Вы молились Божией Матери, устроить ваш перевод в другое место, если будет Ея соизволение; а теперь жалуетесь, что Она этого не устроила. Не соизволила Она устроить это, конечно, потому, что там было бы хуже, чем здесь. Следовательно, сделано это для вашаго блага. Удостоверьте себя в этом покрепче... и найдете утешение, и станете благодарить Ея, что не послушала вас. Может быть, там ожидали вас слезы - и слезы, и слезы. Слава Богу, что Матерь Божия избавила вас от них. Слезы не от одной скудости, а от всех обстоятельств жизни и внутренних и внешних, которыя провидеть нам не дано.
Присоедините к сему и вот что: не следовало вам так молиться, как молились, именно: подай и подай непременно. На словах хотя и говорилось: если будет соизволение, но это мимоходом, а в сердце было: непременно подай. Враг подхватил эту неправость и под конец так разжег вашу уверенность в получении просимаго, что вы, не колеблясь, ожидали сего... Неполучение же сильно и продействовало на вас.
Так перестаньте скорбеть, а напротив благодарите Господа и Матерь Божию, что не послушали вас; о том же, что так скорбели и жаловались, кайтесь с сокрушением. За эти чувства покаянныя Господь пошлет вам утешение. Открыть это духовному отцу тоже не худо будет.
Благослови вас Господи и супруга вашаго. Спасайтесь!
22 сентября 1893 г.
Е. Феофан.
(№ 760. письмо 587. вып. 4. стр. 116.)


Молитва делами


Жалуетесь на скудость молитвы. Да ведь можно молиться, не стоя на молитве. Всякое возношение ума и сердца к Богу есть молитва настоящая. Если вы это делаете между делами, то и молитесь. Помню, у Василия Великаго вопрос о том, как Апостолы могли непрестанно молиться, решается так: они при всех своих делах о Боге помышляли и жили в непрестанной преданности Богу. Это настроение духа было их непрестанной молитвою. Вот вам и пример. Я вам, кажется, уже писал, что от деятельных людей, к коим вы принадлежите, нельзя того же требовать, что от людей сидяк. Главною их заботою должно быть то, чтоб не допускать неправых чувств при делании дел, и всячески стараться все их посвящать Богу. Это посвящение превратит дела в молитву. Пишется, что кровь Авеля вопиет Богу. Так и дела Богу посвящаемыя вопиют к Нему. Один старец, когда к нему принесли от кого-то нечто съестное... сказал: как дурно пахнет..., а принесенное было по содержанию очень хорошее. Когда спросили его: как так? Он разъяснил, что прислано не с хорошими чувствами и от нехорошаго. Так всякое дело намащается теми чувствами, с какими совершается. И те, кои имеют очищенныя чувства, ощущают то. Выходит, что как от хороших цветов исходит хороший запах, так и от дел с хорошим расположением делаемых, исходит свое благовоние, и восходит горе, как фимиам из кадила. Вот еще молитва.
(№ 761. письмо 555. вып. 4. стр. 114.)


Молитва при рукоделии


Порождение молитвы во время рукоделья - милость Божия, - и молитесь тут же за работою. - Жалеете, что молитва Иисусова не бывает непрерывною, что не произносите непрестанно - это и не требуется... требуется постоянное чувство к Богу, которое может иметь место и при разговоре и при чтении, и при наблюдении и рассматривании чего-либо... Но как молитва Иисусова, когда вы молитесь ею бывает в настоящем виде; то продолжайте так действовать, и молитва сия расширит область свою.
30 марта 93 г.
(№ 785. письмо 694. вып. 4. стр. 122.)


О духовном утешении в молитве


Шепчете мое правильце... Оно не мое, а святаго Златоуста... Оно подает много мыслей возбудительных и охранительных. Но когда одна мысль о Господе займет, тогда с нею и оставаться можно и лучше. Вам поклоны сладки... и вкушайте сей сладости, как только возможность иметь будете. Их похваляют все молитвенники. Погрузитесь во смирение!
31 июля 1891 г.
(№ 768. письмо 531. вып. З. стр. 208.)

Ключ молитвы


Если можете быть неотходно с Господом; то другаго чего и искать нечего. В этом все дело, да живот наш весь сокровенен будет со Христом в Боге. Имея теперь внешний покой, избавляетесь от целой половины препятствий к тому. Другая половина - внутри. И эта тотчас сама собою устраняется, коль скоро на сердце падет какое-либо чувство к Господу; и если такое чувство не отходит, то все внутри мешающее быть с Господом, отступает само собою. Если б кто спросил: как всегда быть с Господом, можно смело отвечать: имей чувство к Господу, - и будешь с Господом. Я, кажется, вам об этом писал. А как чувство иметь? Думается, одно воспоминание о Господе уже приводит в движение чувство к Нему. Если к сему приложить помышление о том, что Он есть, и что сделал и делает для нас, то не знаю, чье сердце останется не тронутым. Потому очень праведно святыя отцы почитают богомыслие, или созерцание свойств и действий Господа ключом молитвы... и молитвы непрестанной. Потому что от сего чувство к Богу оживает... и с Господом соединяет.
22 июня 1888 г.
(№ 724. письмо 1026. вып. 6. стр. 78.)

О молитве


Желаете слышать что-либо о молитве. Что могу сказать вам, чего бы вы не знали? Есть молитва, которую сам человек творит; и есть молитва, которую Бог дает молящемуся (1 Цар. 2,9). Первой кто не знал? Должна быть вам известна и последняя, хоть в начатках. Сначала, когда приступает кто к Господу, первое дело молитва. Начинает он ходить в церковь, и дома молиться по молитвенникам, и без них. Но мысли все разбегаются. Никак с ними не управиться. Чем впрочем, больше трудиться в молитве, тем больше мысли все улегаются, и молитва становится чище. Однако ж атмосфера души не очищается, пока не затеплится духовный огонек в душе. Огонек сей есть дело благодати Божией, но не особенной, а общей всем. Он является вследствие известной меры чистоты во всем нравственном строе человека ищущаго. Когда затеплится сей огонек или образуется постоянная в сердце теплота, тогда бурление помыслов останавливается. Бывает с душею то, что с кровоточивою: "статок крове ея" (Лук. 8, 44). В этом состоянии молитва, больше или меньше, подходит к непрестанной. Посредницею ей служит молитва Иисусова. И это есть предел, до котораго может доходить молитва, самим человеком творимая! Думаю, что все сие вам очень понятно. Далее, в сем состоянии, дается молитва находящая, а не самим человеком творимая. Находит дух молитвенный и увлекает внутрь сердца, все одно, как бы кто взял другаго за руку и силою увлек его из одной комнаты в другую. Душа тут связана стороннею силою, и держится охотно внутри, пока над нею есть нашедший дух. Знаю две степени сего нахождения. В первой - душа все видит, сознает себя и свое внешнее положние, - и разсуждать может и править собою, может даже разорить сие состояние свое, если захочет. И это вам должно быть понятно.
У святых отцев и особенно у святаго Исаака Сирианина, указывается и другая степень даемой или находящей молитвы. Выше показанной стоит у него молитва, которую он назвал экстазом или восхищением. И тут тоже находит дух молитвенный; но увлекаемая им душа заходит в такие созерцания, что забывает свое внешнее положение, не разсуждает, а только созерцает, и невластна править собою, или разорить свое состояние. Помните, в отечниках пишется, что кто-то стал на молитву пред своею вечернею трапезою, а опомнился уже утром. Вот это и есть молитва в восхищении или созерцательная. В иных она сопровождалась просветлением лица, светом вокруг; в иных подъятием от земли. Святой Апостол Павел в этом состоянии восхищен был в рай. И пророки святыя в нем находились, когда взимал их дух.
Подивитесь, какая великая милость Божия к нам грешным. Мало кто потрудится; и чего сподобляется? Всяко трудящимся можно смело говорить: трудитесь; есть из-за чего!
Оздоравливайте поскорее, и в дальняя простираться устремитесь.
(№ 712. письмо 746. вып. 4. стр. 103.)

О молитве


Спрашиваете о молитве. Встречаю у отцев, что, молясь надо изгонять все образы из головы. Я так и стараюсь делать, напрягаясь стоять в том убеждении, что Бог везде есть... есть и тут, где я, где моя мысль, и мое чувство. - Совсем от образов освободиться не имею успеха... но они все более и более испаряются. Верно, есть термин, когда они совсем исчезнут.
В молитвах готовых много есть образов представления Бога, - судя по сему надо полагать, что, имея такия представления, не погрешаем. Но лучше напрягаться до помышления о Боге, более близком к тому, как Он есть. Когда явится молитва чувства, тогда образы исчезают, а в силе только одно чувство. Умственная же молитва трудно отрешается от образов и картин. Но труд все преодолеть может.
С тем, что в голове бывает тяжело от молитвы с чувством, - не знаю, как быть. Молитва чувства освежает... а это у вас что-либо особенное. Пройдет. Но молитва чувства есть настоящая молитва... Богу - сердце, по приказанию Его: "Сыне, даждь Ми сердце!" Господь все подает нужное. Молитесь Ему о вразумлении как быть с тем, или другим. И Он подаст. Благослови вас Господи! Спасайтесь.
4 декабря 1881 г.
(№ 709. письмо 1150. вып. 7. стр. 187.)


О молитве


Спрашиваете о молитве самаго плохаго молитвенника.
Как я молюсь?! Всячески стараюсь в час молитвы быть в том убеждении, что Бог вездесущий есть и тут, где мое сознание, и что Он видит и слышит не слово только, - произносимое или нет, - но и всякое движение мысли, и особенно чувство. Образа же всякаго избегаю, как это ни трудно. Когда приходит молитва с чувством, тогда никакаго труда нет держать безобразность в молитве. Это дает разуметь, что безобразность в молитве есть настоящее дело, - и что для достижения сего надо добиваться до молитвы сердечной, - и стало из головы сойти в сердце. Как этого достигнуть, прописано в письмах по поводу писем Сперанскаго... (я просил Аскоченскаго доставить вам. Доставил ли?)
Также - не надо душею воображать ни Божией Матери, ни святых, ни ангелов. А и им молиться в том же убеждении, что слышат. Как слышат? Что об этом разсуждать. Слышат, да и только.
Положим, такое различие... что для работ умовых нужны образы; они и есть в Писании о Боге самом и всех вещах божественных. И воображение есть способность умовая - знательная.
Воображение - способность формовать, и удерживать образы - есть способность чернорабочая... самая нисшая! Уж по этому - не след ему позволять являться с своими образами в высшую область, какова молитва... Умосозерцательная деятельность высока... а духовная в молитве проявляющаяся еще выше... Куда туда поспеть воображению... Вот где прилично: ''друже, како вшел еси семо"?!!
Так, когда разсердитесь, воображайте, а когда молитесь, отгоняйте все образы. Если допустите образы, то есть опасность - начать молиться мечте. Можете вы сказать, что образ, какой держите в уме - выражает истину? Вот и нельзя... Следовательно, надо навыкать безобразности... но путь один - сердечная молитва... Ум же без образов едва ли может быть.
Для народа составить книжку о молитве, не дурно... но этот предмет надо выпустить. Я думаю, что когда кто из народа молится с чувством, у него нет образов... Всяко, об этом лучше не говорить. Бог просвещает умы, и когда кто в молитве приближается к Нему, Он Сам научит, как держать ум в молитве. Помнится, одно сказанное о старце, который всегда образно представлял Бога. Когда ему растолковали, что так не следует, он сказал: вы отняли у меня Бога... А у него отняли не Бога, а мечту его.
(№ 732. письмо 1063. вып. 7. стр. 189.)
Милость Божия буди с вами!

О молитве


Вы хорошо делаете, что бросаетесь на колена и молитесь. И делайте так. Опять нападки, - и опять бросайтесь на колена. Вы написали: "наконец успокоюсь". Так всегда и бывает. Не вдруг, как только воззовете, - и помощь. Проходит время и помощь приходит. - Вот и трудитесь. В борьбе состоите, - в борьбе на жизнь или на смерть. Соответственно тому, как вы выйдете из сей борьбы, потечет потом и жизнь ваша. Даруй, Господи, чтобы вы не стали спиной к делу богоугождения и спасения.
Вы мало молитесь. Возьмите в руководство Апостольское правило: в молитве пребывайте бодрствующе в ней. - Корень молитвы память Божия с теплою верою и чувством к Богу. Возбуждать это в вашей власти, - и долг ваш есть. С самаго пробуждения старайтесь это возставить в себе в силе. Как? Размышлением о таинствах веры и спасения. Когда спите, вас будто нет, А когда пробуждаетесь, снова начинаете быть, вступаете в область сознательнаго существования и в общение со всем сущим и бывающим. Все же сущее и бывающее есть царство Божие.
Первый поклон ваш - Царю царствующих, с сознанием, что все от Него, Им держится и направляется, как общее, так и до малейшаго частнаго. Тут и вы имеетесь во внимании, и настоящий момент существования вашаго свыше определен. Поставьте себя на эту точку, и определите, что потому требуется от вас, с твердою решимостью не отступать от того. Я думаю, что если вы так поступите, то быть не может, чтобы душа ваша оставалась пустою и влаялась в неопределенных помышлениях и чувствах. Ибо тут все определится и станет пред вами в стройном чине. Большая у нас ошибка считать молитву заурядным делом, таким о котором и думать нечего, которое можно делать зря, мимоходом. Обязанность молитвы чувствуется, а то, как совершать ея, не имеется в помышлении, и забывается, что бывает молитва в грех.
Потрудитесь возбудить в себе высокопочитание к молитве и всегда становитесь на молитву, как на первое и главнейшее дело в жизни. Тогда молитва будет религией в действии и движении, и из ней потом, как из ключа, все потечет доброе и святое.
Ведь у вас есть книжка: "Невидимая брань". Найдите там главы о молитве, это с 46-й, и прочитайте, не раз и не два. Там же все потребное указано. Если последуете сказанному, молитва ваша исправится, а за нею и все прочее.
Я вам указываю всеобъемлющий рецепт. Сокращение его - в памяти Божией, памяти смертной, и в страхе Божием. Когда сии укоренятся в сердце, и молитва и все прочее пойдет добре. - Не нерадите о деле Божием!
(№ 749. письмо 949. вып. 6. стр. 91)

"Просите, и дастся вам"


Милость Божия буди с вами! Возложите на Господа всю печаль вашу от всего сердца, и Он сотворит благопотребное вам. Сами молитесь - не поклон другой, - а усердно и много, и дома, и в церкви. Сторонняя молитва не во главе стоит, а идет вслед за вашею и служит ей подспорьем. Если вы прежде мало маливались о своей участи, - а это делать долг есть, - то вот Господь и поставляет вас в тесноту, чтобы вы к Нему обратились, оживили свое на Него упование, и исполнили долг сей. Если вы действительно мало маливались, думая - авось, небось, или совсем не думали, то теперь кайтесь перед Господом и давайте обет, вперед на Него Единаго во всем уповать, давайте серьезно, чтоб и исполнять то усердно. Другое пособие молитве милостыня... Ища милости у Господа, сами милость оказывайте другим. И если не оказывали, или мало и неусердно оказывали, кайтесь и в этом и давайте обет быть всегда милостивою к нуждающимся. Вооружась такими расположениями, ждите с полным упованием, что определит о вас Господь. Ждите желаемаго, но не предрешайте, что так определит Господь, а предавайте сие на волю Его с полною покорностию принять от Господа, что благоугодное Ему будет послать вам. Недостаток такой покорности покривляет молитву и лишает ея силы: ибо без нея молитва будет иметь такой смысл: хочешь не хочешь, Господи, но подай; или по поговорке: "вынь да положь".
И я молюсь, но молитва моя не будет сильна, ибо я не имею дара молитвы, какой бывает у иных мужей Божиих, многогрешен будучи и не достигши в меру истиннаго покаяния. Милостивый Господь да утешит вас! Спасайтесь!
Е. Феофан.
28 апреля 1893 г.
(№ 775. письмо 485. вып. З. стр. 165.)

О молитве и охлаждении


Милость Божия буди с вами!
Много просрочил я. Прошу извинения. Поздравляю с новосельем. Монастырь - молитва; святый Тихон благодать Божия готовая. Молитесь в монастыре, и черпайте благодать у сего источника. Помышляя о вашем новоселье, я думал было: вот вам и "дело" ходить к службам или службе в монастырь. Но потом положил, указав на это, оставить сие в вашей воле и на ваш выбор. Потому что это, может быть, помешает вашим домашним порядкам, - не житейским...
Первое письмо мое было направлено не туда. Я полагал, что у вас постоянное охлаждение... или сухость и нечувствие. Но этого у вас нет, а есть то, что со всеми по временам бывает. Об этом все почти писавшия о духовной жизни поминают. Святой Марк подвижник трех такаго рода врагов выставляет: неведение с забвением, разленение с нерадением и окамененное нечувствие. "Какое-то параличное состояние всех сил душевных". В кратких молитовках не забыл их и святой Златоуст: "избави мя от неведения, забвения, уныния (это разленение с нерадением) и окамененнаго нечувствия". - Средства указываются не многосложныя: терпеть и молиться.
"Терпеть". Возможно, что Бог Сам посылает это для "обучения" не полагаться на себя.
- Иной раз много берем на себя и многаго ожидаем от своих усилий, приемов и трудов. Вот Господь и берет благодать, и оставляет однаго, как бы говоря: "вот попробуй, насколько у тебя есть сил". Чем больше имеется дарований естественных, тем такое обучение нужнее. - Сознав это, будем терпеть. Посылается это и в "наказание" - за вспышки страстей допущенныя, и не осужденныя, и не покрытыя покаянием. Вспышки эти то же для души, что для тела - пища дурная... которая отягчает, или разслабляет, или отступает... Надо, выходит, при сухостях, осмотреться, не было ли чего такаго в душе... и покаяться пред Господом, и положить вперед остерегаться. Больше всего достается это за гнев, неправду, досаждение, осуждение, возгордение и подоб.
- Врачевство - возвращение опять благодатнаго состояния. Как благодать в воле Божией, то нам остается молиться... об избавлении от сей самой сухости... и от окамененнаго нечувствия. Встречаются такия уроки: обычнаго молитвеннаго правила при сем не оставлять, но все его точно исполнять, стараясь всячески, чтобы мысль сопровождала слова молитвы, напрягаясь и чувство расшевелить...
Пусть чувство - камень, но мысль будет: хоть половинная, но все же это молитва будет: ибо полная молитва с мыслию и чувством должна быть. При охлаждении и безчувствии - мысль трудно будет удерживать при словах молитвы, но все же возможно. Делать надо наперекор себе... это преутруждение себя и будет средством преклонить Господа на милость и возвратить благодать. А бросать молитву никак не должно. Святой Макарий говорит: увидит Господь, как искренно желаем блага этого... и пошлет. Молитву же против охлаждения возсылать своим словом пред правилом и после правила... и в продолжение его к Господу взывать, как бы преднося пред лице Его мертвую душу: видишь Господи, какова она! Но "рцы слово и исцелеет". С этим же, словом и в продолжение дня почасту обращаться к Господу.
Некто говорит: "поставь себя в состояние умирающаго... Другой прибавляет: "еще лучше, поставь себя в момент суда над тобою, когда готово изыти из уст Божиих последнее о тебе решение"... Нельзя не согласиться, что такия приемы действительно сильны - размягчить каменное сердце.
Знаю однаго, который особенным образом держит молитвенное правило. Именно: оставил читать молитвы, что в молитвенниках, а избрал себе несколько кратких молитовок из псаломских стихов и воззваний на ектениях, какия более пригодны к его состоянию, расположил их своим образом... и затем, становясь на молитву, повторяет каждый стишек несколько раз со вниманием и чувством. Когда все переговорит Господу, и правилу конец. - Он уверяет, что как стал это делать, внимание не разбегается во все продолжение правила, и чувство держится. Но, конечно, не механическое повторение это производит, а силы мыслей, кои в стихах. - Он говорит: "начинаю правило, положив пред собою все грехи свои, готовые за них суд, посрамление и осуждение, - и взываю о пощаде". - Кроме этих стишков он уже ничего не читает молитвеннаго. У вас есть домашнее правило для всей семьи. Это святое дело не надо изменять или отменять. Но вам потом можно держать особое - для себя только правило... если вздумаете, по указанному образцу. И вот что я хотел указать вам как "дело". Если решитесь, наберите стишков... и правило готово.
Хождение в церковь - самое лучшее средство к раскрытию духа молитвеннаго, при коем не посмеете окаменеть сердце. Но вам едва ли можно этим пользоваться.
Есть молитвенники, которыя моляться одною Иисусовою молитвою... Но это для совершенных; а для нас начинающих эта единость мысли скоро наскучивает. Потому указанный прием лучше, разнообразя содержание молитвы указанием разных нужд духовных. Между тем молитовки все обращаются к Господу. Следовательно, в духе и тут молитва Иисусова.
Вот вам - слово святаго Исаака Сирианина - на случай охлаждения и нечувствия. "Не смущайся мыслию и не подавай руки душевному разслаблению, но терпи, читай книги учителей, принуждай себя к молитве, и жди помощи. Она придет скоро, чего и не узнаешь". Стр. 490.
22 октября 1888 г.
(№ 769. письмо 129. вып. 1. стр. 129.)


Труды заменяют молитву


Из-за хлопот за Дунею, вы правило не полно исполняете. Об этом не следует безпокоиться. Хлопоты эти заменяют правило: ибо и то и другое однаго рода труд - одному хозяину работа, ему угодная. Когда молитва внутри цела и держится при самых делах; то молитвы и труд - два течения в одной реке, в одном русле и в одну сторону. Можно также сказать, что тут деяние и разум идут вместе... Разум - это созерцание. Следовательно, вам нечего скорбеть, что созерцания нет. Молитва внутренняя не бывает без созерцания, которое собственно есть предзрение. Бога пред собою выну. Его также и с Богомыслием сочетавают. Он есть - явленных нам Богом святых Своих тайн миробытия, мирохранения, промыциления, воплощеннаго домостроительства, спасения каждаго, и кончины всего, - просматривание, иногда с разсуждением и размышлением, а иногда и просто.
(№ 735. письмо 1006. вып. 6. стр. 87.)


Молитва о прощении грехов


Но у вас программа суда (страшнаго), а не ответ. Ответ потребуется такой: ты это сделала? - Зачем сделала? Как оправдаешься? Святая Феодора лучше решала во время прохождения мытарств. Нападут бесы... ты то сделала, - и то сделала... Она отвечала: да, сделала; но я покаялась, получила разрешение, и эпитимию несла... Тем истязание и кончилось... Добрый ответ будет иметь тот, кто хоть сознает много грехов, но имеет удостоверение, что раскаяния ради они прощены... Это удостоверение - предел покаянных трудов на земле... Забыл, какая преподобная пришла к старцу и разсказала все. Он заключил ея в келлию... одев, как монаха... и дал ей покаянное правило... Три года каялась... и сказано ей было: прощены грехи твои... И старец тоже получил удостоверение. Вот чего нам грешным добиваться надо!... В покаянном псалме святаго Давида - слова: "слуху моему даси радость" - значит: ухо души моей да услышит слово Твое: отпущаются тебе грехи твои. В душе пронесется такое слово... Та же мысль и в словах: воздаждь ми радость спасения Твояго.
27 декабря 1888 г.
(№ 736. письмо 1034. вып. 6. cmp. 88.)


О молитвах к святым


Милость Божия буди с вами!
Нашли теперь пристанище небурное; держитесь в нем. Господь да хранит вас и умудряет. Но и сами не дремите. Хорошо, что вы замечаете, что осталось еще от прежних мудрований и не скрываете того. Вас смущает, как вы пишите - моление к святым, и вы боитесь, как бы не подвергнуться осуждению в идолопоклонстве. Нет, наше моление святым и их чествование не имеет ничего идолопоклонническаго. Было бы идолопоклонство, если бы мы почитали их богами; но мы чтим их, как слуг Божиих и ходатаев о нас пред Богом. Внутреннее чувство должно говорить вам, что вы не почитаете их Богом, и не считаете их первою причиною просимых благ, а только орудием подаяния их. Взывая к святому, мы говорим: "Святый Божий, помолись о нас; умоли Господа дать нам то и то". Возьмите во внимание и вот что: мы, живущия здесь на земле, чада церкви, просим друг друга молиться о нас... Все это делают. И никто не думает, чтобы тут было что-либо идолопоклонническое. Вы пишете же ко мне: "помолитесь о том-то и том-то". Опасаетесь ли при этом провиниться в идолопоклонстве? Я думаю, что никого еще в свете не было, кто б так думал. Как же это у вас в голове держится мысль, что когда святыя были здесь на земле, можно было безопасно просить их о молитве, а когда они перешли туда - в царство небесное, стало нельзя? Отошедшия отцы и братия наши, не смотря на сие отшествие, пребывают в церкви Божией, так же, как и мы оставлыпиеся здесь...
Отношения наши взаимныя, как членов церкви, остаются те же, в силе. Вот и молим их, как молили прежде.
Существо идолопоклонства в том, что твари присвояют божеския свойства, и в силу сего чтут их... мы же святым Божиим никаких божеских свойств не присвояем... а чтим их как совершеннейших из людей, в меру возраста исполнения Христова достигших... а чрез то приблизившихся к Богу, приискреннее других. Войдите внутрь себя и разсмотрите: считаете ли вы святых богами... Чувство должно сказать вам это. Если окажется, что вы считаете их такими, то перестаньте считать, а если не считаете, нечего и смущать себя помыслом не попасть бы в идолопоклонницы.
Господь да умиротворит душу вашу. Приношу вам врачевство от подобных смущений. Как только вспадет что подобное на ум, молитесь Господу о вразумлении и придет просветление мыслей. Равно, когда придет какое страстное движение, молитесь - порадует... На молитве такой предпосылается всегда отвержение, чем сильнее отвергнуть неправую мысль и неправое желание и влечение... Господь близ и внемлет. Господь да сохранит вас от всякаго зла... и да благословит в семейном отношении; сына же вашаго да приимет в блаженныяе обители! Спасайтесь!
20 января 1893 г.
Еп. Феофан.
(№ 758. письмо 478. вып. 3. стр. 171.)


О молитве при святых мощах угодников


Писать записочки и класть на мощи Святителя, мне кажется, означает большую притязательность. Разве у Святителя Тихона нет слуха, чтоб слышать молитвы к нему?
1 октября 1889 г.
(№ 850. письмо 192. вып. 1. стр. 152.)

О молитве церковной


В церкви иной раз ни поемое, ни читаемое или не слышится, или не понимается; в таком случае - стойте пред Господом и творите молитву Иисусову... В церкви каждое действие имеет свой смысл. Кто за сим смыслом следует своим разумением и пониманием, тот непрестанно будет получать питательныя для духа влияния из другаго мира... и по окончании Богослужения выйдет из церкви, как выходят из-за стола, богато и разнообразно сервированнаго.


Молитва церкви об избавлении от скорбей


Святая церковь молится об избавлении от скорбей, потому что научилась сему из псалтири, преисполненной воззваниями о сем. Выходит, такова воля Божия. Молитесь и вы о сем, исполняя сию волю Божию.
Спаситель наставляет, что многими скорбями подобает внити в Царствие Божие. И извольте держать в мысли, когда находят скорби, что вам Господь дорогу в царствие Свое пролагает, или даже более - берет за руку и ведет. Потому не упирайте ногами и не кричите, а благодушно и с благодарностью переносите скорби.
(№ 786. письмо 565. вып. 4. стр. 121.)


О молитве Иисусовой в храме


Спрашиваете: следует ли принуждать ум творить молитву Иисусову в храме, когда на душе мирно, безмятежно и когда ум при этой тишите внимает тому, что читается и поется? Следует стоять в присутствии Божием и в чувстве к Богу, чтобы вы ни делали... Так и в храме. Вы в другом письме написали: "в храме, при слушании молитв, у меня лучше идет молитва Иисусова". Молитва сия оживляет и поддерживает внимание к Богу с соответственными чувствами.
11 июня 1891 г.
(№ 693. письмо 530. вып. З. стр. 225.)


О молитве домашней


Милость Божия буди с вами!
Благодарствую за молитвенную память у рак святых угодников Божиих.
Благослови, Господи, ваше уединение. Что в церкви не бываете, не безпокойтесь. Для Бога всякая молитва от сердца равноценна, где бы она ни возносилась. Тут разницу делает только одна привычка. И к безцерковной молитве можно привыкнуть. Меньше читайте по молитвенникам. Больше молитесь от себя... и с одним "Господи помилуй" можно обойтись... Переведите службы на поклоны и посредством их удовлетворяйтесь. Так делали все пустынники и уединенники. И это лучше гораздо, чем читать.
Совсем не читать - не обойдешься. Но кое-что на память без книжки.
Благослови Господи!
(№ 771. письмо 417. вып. З. стр. 164.)


О молитве дома


В церковь будто нельзя ходить? Пустое. Когда захотите - ухитритесь. Никак нельзя так хорошо помолиться дома, как в церкви. Но уж коли нельзя бывать в церкви, молитесь дома, но не ленитесь. И правило заведите, чтоб стоять на молитве утром и вечером по часу, или больше, и в продолжение дня непрестанно к Богу устремляйте верующую и преданную мысль и чувство. Вот и будет острастка и остепенение. А то вы разболтаетесь и пошли спустя рукава, городить, что вспадет на сердце.
(№ 788. письмо 117. вып. 1. стр. 1237.)


О молитве

Свое домашнее молитвословие хорошо применять к церковным службам: и при сем немножко читать, немножко молиться своею молитвою, но и все можно заменять своею молитвою, умною, или Иисусовою, разве коротенькия какия молитовки проговаривая на память, как: "Се жених грядет..." "День он страшный..." и подобныя... - А то и это лучше, когда без слов есть чувство к Господу, носящее упокоение в Боге. Тут можно целый день пролежать, и не терять внутренняго уверения, что служба Божия не прекращается. Однако ж в те часы, в кои идет в церкви служба, лучше не лежать, а усесться на постеле, прислонясь, если немощь одолевает, к стене, и так молиться умно и сердечно, с полным желанием и бодренностию духа.
(№ 734. письмо 1045. вып. 6. стр. 86.)


Псалмы


Псалмы заучивать на память хорошо. Выбирать какия больше к себе подходят и заучить. Потом, ходя, читать их с размышлением. Из Евангелий хорошо заучивать слова Господа на память слово в слово, а прочее так помнить.
Все не суетясь, - чтоб внимания не разшатать. Оно главное. И все надо направлять к поддержанию его.
(№ 867. письмо 1460. вып. 8. стр. 154.)


Чтение святаго Евангелия

Да, ведь, с одним Евангелием или Новым Заветом можно целый век прожить, и все читать. Все его читать и до конца не дочитаешь. Сто раз прочитай, а там все будет оставаться недочитанное.
Помните, я вам писал, вдумываться в дневния чтения, стараясь доводить встречающиеся мысли до чувства. Это занятие безконечное. Ибо как ни вдумывайся, до конца Божеских помышлений не доберешься.
18 октября 77 г.
(№ 778. письмо 783. вып. 5. стр. 8.)

Ночная молитва


Когда я писал вам ночью больше молиться, то разумел молитву пред сном; - а когда просыпаетесь, - и молитесь лежа, это не худое дело, - а добрый замен пустых мечтаний, в промежутках сна. Хорошо знать на память несколько Псалмов, чтоб читать их в эту пору.
(№ 765. письмо 1378. вып. 8. стр. 155.)



О чем молиться за ближняго


За то, что вы хоть не писали, но все же не переставали вспоминать о мне, благодарствую. Но, попусту что вспоминать? Прошу вас поминать меня в молитве, и ни о чем не молить Господа для меня в молитве, как чтоб Он дал мне дух покаяния и Своих заповедей добрым делателем явил меня из грешных - грешнаго.
(№ 707. письмо 557. вып. 4. стр. 102.)


Молитвенныя слезы


Слезы ваши да сохранит в вас Господь навсегда, если сие возможно. Они мягкости придают и умиления. Но скрывать надо. Ибо тщеславие около их увивается, как пес около сытаго корма. Смысл надо иметь, чтоб управляться с ними как следует.
(№ 698. письмо 731. вып. 4. стр. 102.)


О молитве Иисусовой словесной, умно и сердечно совершаемой


1) Об устной. В сокращенном слове она говорится так: "Господи помилуй". "Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго", а в полном так: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго". В начале она произносится большею частию принужденно и неохотно, и по мере упражнения и себя к ней принуждения, если только есть решительное намерение посредством молитвы с помощью Божией благодати умалить всесторонния страсти, она от частаго в ней упражнения, по мере умаления страстей, время от времени будет делаться легче, приятнее и желательнее. При устной молитве всевозможно стараться держать разум в словах молитвы, говорить неспешно, все внимание сосредоточивая в мыслях, выражаемых словами, а когда ум будет увлекаться в посторонния мысли, без смущения опять вводить его в слова молитвы. Неразсеянность уму дается не скоро, и не тогда как захотим, а когда смиримся и когда Бог благоволит. Сей Божий дар временем не определяется, ниже количеством молитв, а сердечным смирением и Христовой благодатию и всегдашним себя к ней понуждением. Из устной внимательной молитвы бывает переход к молитве умной, которая называется так тогда, когда одним умом к Богу устремляемся или зрим Бога...
2) Об умной молитве.
При умной молитве необходимо должно держать внимание в сердце пред Господом. По мере нашаго усердия и смиреннаго тщания в молитве дарует Бог первое дарование уму нашему - собранность и сосредоточенность в молитве. Когда внимание к Господу делается неотходным, то оно есть внимание благодатное; а наше собственное внимание всегда бывает принужденное. От такой умной молитвы бывает переход к сердечной внутренней молитве, если только есть опытный учитель, очень удобный и свободный. Когда чувствами сердца с Богом бываем, а любовь к Богу сердце дополняет, тогда такая молитва носит название сердечной.
3) О молитве внутренней сердечной. В Евангелии изречено: "аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возьмет крест свой" (Матф. 16, 24). Если применить эти слова к делу молитвы, то они будут означать следующее: кто хочет законно подвизаться в молитвенном подвиге, пусть прежде отвергнется своей воли и собственных разумений, а потом понесет крест, то есть труд тот душевный и телесный, который неизбежен при этом подвиге. Предав себя всецело неусыпному попечению Божию, надо смиренно и благодушно переносить этот труд ради истиннаго блага, которое даруется усердному молитвеннику от Бога во свое ему время, когда Бог Своею благодатию положит пределы нашему уму и уставит его неподвижно с памятью Божиею в сердце. Когда подобное стояние ума сделается как нечто естественное и постояное, оно носит у отцов название "соединение ума с сердцем"; при таком устроении уму уже не бывает желания быть вне сердца, напротив того, если по каким-либо обстоятельствам или многою беседою удержан будет он вне сердечнаго внимания, то у него бывает неудержимое желание опять возвратиться внутрь себя с какою-то духовною жаждою, и с новым усердием опять заняться созиданием свояго внутренняго дома. При таком сердечном устроении у человека из головы переходит все внутрь сердца, и тогда как бы некий умный свет озаряет его всю внутренность, и что он ни делает, ни говорит, ни помышляет, все делается с полным сознанием и вниманием. Он может ясно видеть тогда, какия приходят к нему помыслы, намерения и желания и охотно понуждает ум, сердце и волю на послушание Христово, на исполнение всякой Божией и отеческой заповеди; всякое же уклонение от них заглаждает чувством сердечнаго покаяния и сокрушения с непритворным жалением и с приболезненным смиренным припаданием к Богу, прося и ожидая свыше помощи к своей немощи. И Бог, смотря на такое его смирение, не лишает его Своей благодати.
Буди вам известно, что умносердечная молитва приходит в сердце иным скоро, а иным не скоро. Я знаю трех лиц: одному пришла, как только было сказано в самый этот час; другому пришла через шесть месяцев; третьему - через десять месяцев; а одному великому старцу - через два года. И это почему так бывает одному Богу только известно.
Еще ведайте, что прежде истребления страстей молитва бывает иная и иная по очищении сердца от страстей: первая есть помощница при очищении сердца от страстей; а вторая есть как бы некий духовный залог будущаго блаженства. Делайте так: когда почувствуете вхождение ума в сердце и воздействие молитвы: то давайте полную свободу такой молитве, удаляя все неблагоприятное ей; и пока она будет - ничего другаго не делайте. Когда же не чувствуете такаго влечения, тогда молитесь молитвою устною с поклонами, стараясь всячески внимание держать в сердце пред лицем Господа. Разогреется сердце и при таком образе молитвования. Трезвитесь и бодрствуйте, а особенно во время умносердечной молитвы. Никто так Богу не благоугоден, как тот, кто занимается правильно умносердечной молитвою. Когда вам неудобно, или времени нет упражняться в молитве, то всевозможно храните в себе при всяком вашем занятии молитвенный дух, т.е. имейте в памяти Бога и всячески напрягайтесь умными очами зреть Его пред собою со страхом и любовию, и, чувствуя Его пред собою сущим, с благоговейной покорностью во всех своих делах предавайте себя Его вседержительству, всемогуществу, всезрительству и всеведению так, чтобы во всяком вашем деле, слове и помышлении памятовался Бог и Его святая воля.
Вот в чем состоит сокращенно дух молитвенный. Необходимо должно сей дух иметь любителю молитвы, и насколько возможно всегдашним сердечным вниманием подводить свое разумение под Божие хотение и всецело предать себя Божию разуму и Божию хотению.
- Всячески надо стоять против духа произвольности, или желания и позывов действовать, ничем не стесняясь. Сей дух нашептывает: это мне не под силу, на это у меня времени недостает, или за это браться мне еще не время, надо погодить, или - обязанности послушания препятствуют, и многое подобное. Кто слушает его, тот никогда не навыкнет молитве. - В содружестве с сим духом состоит дух самооправдания, который приступает и начинает действовать после того, как кто-либо, увлекшись духом произвольнаго самочиния, сделает что-либо такое, за что совесть безпокоит его. Тогда дух самооправдания разныя употребляет извороты, чтобы обмануть совесть, и неправость свою выставить правостию.
- Бог да сохранит вас от сих злых духов.
(№ 844. письмо 937. вып. 5. стр. 11.)


Молитва Иисусова


С вами, конечно, было, что иной раз неудержимо Богу молиться захочется. Припомните, что при этом было на душе, и старайтесь всякий раз, как становитесь на молитву, воспроизводить то в душе и так Богу молиться молитвою Иисусовой. Это воспроизведение будет возбуждать молитву Иисусову, а молитва сия поддерживать тот молитвенный строй... В этом весь секрет успеха в творении молитвы Иисусовой.
Для занятия молитвою Иисусовой определите особое время от утренняго и вечерняго молитвословия. Раза два становитесь до обеда, раза два после обеда, всякий раз творя сто молитв Иисусовых - с поклонами поясными при маленьких узелках и земными - при больших.
Положив так, неотложно исполняйте каждый день, ничем не отговариваясь. Став на молитву, тотчас воспоминайте, что Господь близ есть и видит, и слышит, и желает дать вам, что для вас спасительно...
Постоянство в исполнении - главное условие успеха. Успех не вдруг покажется. Для сего потребуется месяцы и годы. Потому нечего отчаяваться в успехе, когда не скоро оказываются плоды труда. Не надо желудок наполнять пищею, пусть чувствуется пустота там, - и сну поблажать не должно. Не должно и развлечений допускать - и смехов и балагурства. Держать себя всегда, как бы находились в присутствии царя. Если будете внимательно все делать, само дело научит многому.
(№ 826. письмо 825. вып. 5. стр. 28.)


Молитва Иисусова


Ваш навык в молитве Иисусовой то же, что латы или панцырь.
Молитва сия одна есть всеоружие духовное, против всякаго нападения пригодное... Облеките сию молитву смирением и крепким упованием на милостиваго Бога, и Господа нашаго Иисуса Христа, всем хотящаго спастися, и всех скоро спасающаго.
Когда упование на Бога крепко и молитва сильна, тогда врагу нет подступа. Святой Исаак Сирианин в одном месте изображает такое состояние неприступным небесным осенением, к которому враг и приступить боится, потому что опален будет. Благослови Господи труды ваши над собою - благим успехом.
В псалмах поется: вся "слава дщери царевы внутрь". Там да будет для вас всякая радость и всякое утешение!
(№ 744. письмо 690. вып. 4. стр. 109.)


Сила молитвы Иисусовой


Молитва Иисусова есть, как и всякая другая. Она сильнее всех только всесильным именем Иисуса, Господа, Спасителя, когда оно призывается с верою полною, теплою, не колеблющеюся, - что Он близ есть, все видит и слышит, и тому, чего просят вседушно внимает и готов исполнить и даровать просимое. Упование такое не посрамляет. Если замедляется иногда исполнение, это зависит от неготовности еще просящаго принять просимое.
(№ 840. письмо 827. вып. 5. стр. 36.)


Чувство недостоинства пред Богом и молитва


Вы писали, что становитесь на молитву, начинаете творить молитву Иисусову, - и бросаете, считая себя недостойной стоять умно пред Господом... я тут не пойму, в чем дело. Надобно не только когда на молитве стоим, но и всегда пред Господом ходить так, как бы в глаза Ему смотря или под очами Его находясь. Ибо так это и есть... А вы вон как... Только что мысль станет пред Господа - вы бежать.
Если бы Господь запретил являться пред Себя, конечно, в вашем действии было бы нечто дельное; но когда Господь Сам есть приближаяйся, от всех требует приближения к Себе, то какой смысл в вашем действовании? Это вы во второй раз пишете. Извольте бросить это... А стараться приобретать навык неотходно стоять пред Господом... Как проснетесь, до того как заснете, и во все время со страхом и трепетом и со всем вниманием и к себе и к Господу.
(№ 718. письмо 774. вып. 6. стр. 6.)


О количестве молитв Иисусовых


Монах из обители П... хорошо делает, что трудится в молитве Иисусовой. Но не забывает ли он, что дело не в словах и не в количестве молитв Иисусовых, а в навыке быть всегда в памяти о Господе. Количество хорошо выдерживать, чтоб не разлениться, но главное, чтоб при сем мысли и чувства были святыя. Плод молитвы главный - не теплота и сладость, а страх Божий и сокрушение. Их постоянно надо возгревать и с ними жить, и ими дышать.
Брат сей сказал, что даже не понимает, что это за благоговейнство и страх Божий. Это очень дурно. Пред Царем кто может стоять без страха?! Не тем ли паче пред Богом! - В Киеве, в Лавре, был брат, который говаривал: "смотрите, с Богом-то не станьте за панибрата". Уж не эта ли беда у брата того? - Не дивно, когда у него плод молитвы определяется только теплотою и сладостью. Это - сластолюбие духовное. Главное - страх Божий и дух сокрушен... Теплота и сладость хороши в деле духовном; но не ими надо определять цену деланий духовных.
Вы говорите, что иногда забываете счет молитв по четкам. Беда не велика. Когда есть припадания к Господу, яко присущему, со страхом и упованием, это лучше всякаго выполнения числа молитв.
(№ 849. письмо 902. вып. 5. стр. ЗЗ.)


О искуственных приемах совершения Иисусовой молитвы


Вопрос, верно, относился к молитве Иисусовой. Сколько нагородили прибаутков о святой сей молитве?! - А дело просто: веруешь ли, что Господь Иисус Христос есть единый Спаситель твой? - Если веруешь, взывай к Нему: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя". А мудрецы мудреныя про веру забыли, а все внимание остановили на словах; тут у них пошли сказки и про язык, и про губы, и про дыхание, и про голову с бородою, и про сидение.


О молитве Иисусовой


Ныне с молитвою Иисусовой не знать как обращаются. Сколько напридумали прибаутков! - А о существе дела совсем забывают. Оттого выходит, что одни только на словах и останавливаются, твердят: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя", но без всякой мысли и чувства. Я называю их шепотниками, или шептунами. Другия останавливаются на ноздренном дыхании и сопят. Это сопуны. Показались еще какия-то такия, которыя, будто не имея сил остановить внутренняго движения, начинают кричать: "Иисусе... Иисусе... Ии... Ии..." Это кликуши.

А дело молитвы сей просто: стань умом в сердце пред лицем Господа и взывай: "Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя", или только: "Господи помилуй"... "Милостивый Господи, помилуй мя, грешнаго"... или другими какими словами... Сила совсем не в словах, а в мыслях и чувствах... На этом и стойте, и все прибаутки отвергайте, и сами и других тому учите.
(№ 842. письмо 910. вып. 5. стр. 37.)


 
 Страница 1 из 1 [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Наши сайты:
SmertiNet.ruСайт SmertiNet.ruAhirat.ruСайт Ahirat.ru
Наши друзья:
БулгаковианаСайт Булгаковиана
© 2012-2020 Смерти нет!
При поддержке phpBB Group и русскоязычного сообщества phpBB

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Time : 0.090s | 18 Queries | GZIP : On