Проверка на манипулирование и контроль (самопомощь)

Проверка на манипулирование и контроль (самопомощь)Известно, что горюющие люди относятся к категории людей, имеющих повышенный риск попасть в поле зрения вербовщиков различных культов, а также столкнуться с людьми, занимающимися психологическим консультированием, но при этом не имеющими должного образования и практикующими сомнительные, а подчас даже опасные для психического здоровья техники и методы, ведущие не к исцелению человека, но усугубляющие его проблемы и нередко способствующие формированию зависимостей. Учитывая актуальность очерченной проблемы, мы продолжаем публикацию материалов, которые помогут горюющему избежать вовлечения в подобные ситуации. В данном материале даны советы о том, как человек может проверить намерения людей, предлагающих ему духовную и психологическую помощь.



Первый шаг. Как происходит контакт с вербовщиком:

- К Вам подошли на улице, пригласили на какое-то собрание, встречу и т.п., затем выяснилось, что за этим стоит какое-то движение, не сразу открывающее свое название, своего лидера и свои цели.

- К Вам пришли домой, предложили заниматься библией, побеседовать на интересные для вас темы.

- Кто-то из знакомых, родственников, коллег настойчиво приглашал Вас в эту группу, постоянно убеждая Вас в том, насколько это будет для Вас хорошо (потрясающе ценно, невероятно полезно и т.д.).

- Вы сами их нашли в поисках чего-то необычного, нового.

- Вы прочитали какую-то книгу, которая потрясающе просто и доступно отвечала на важные для Вас вопросы и приглашала присоединиться к группе, воплощающей эти гениальные решения в жизнь.


Второй шаг. В какой обстановке принимается решение вступить в культ:

- В группе или индивидуально. Здесь следует задаться вопросом: был ли кто-то (один человек или группа), кто подталкивал к этому решению.

- В условиях многодневного тренинга, семинара, при очень большом количестве новой и непривычной информации.

- Эмоционально, в обстановке сильного психологического напряжения, стресса, психической травмы, тяжелой жизненной ситуации.


Если человек настаивает, что решение принято после длительного размышления и анализа, то следует задаться следующими вопросами:

Какие и сколько источников информации использовалось при принятии решения:

- Множество разных источников, включая и критическую информацию по поводу принимаемого решения.

- Только источники одной группы, одного автора, исключающие критическую оценку и сравнения.


Какая информация о последствиях решения была в Вашем распоряжении в момент его принятия? (никакой, весьма общая и расплывчатая, реклама «светлого будущего» без конкретизации обстоятельств реального пути к нему).

Вы хорошо и точно знали условия жизни и результаты, полученные несколькими известными Вам людьми благодаря подобному же решению?

Сколько времени потрачено на отказ от прежних решений и принятие нового решения: несколько дней, несколько недель, несколько месяцев, несколько лет.

Известны ли Вам люди, принимавшие подобное решение и потом отказавшиеся от него:

- Вы не считаете нужным с ними общаться.

- Вы таких не знаете.

- Вы об этом не задумывались.

- Окружающие Вас в группе люди считают их «предателями», «падшими», «незрелыми», «недостойными» и т.п.


Третий шаг. Вопросы для углубленного анализа:

- Знаете ли Вы достоверные научные данные о механизмах психологического воздействия, манипулирования, психологического насилия?

- Читали ли Вы работы профессионалов и ученых о психологии манипулятивного воздействия?

- Знаете ли Вы особенности своей психики, уязвимые для манипулирования?

- Читали ли Вы о конкретных случаях, ситуациях, являющихся наглядными примерами манипулирования и психологического насилия?

- Владеете ли Вы навыками логики и научными принципами критики, чтобы уверенно анализировать предлагаемые тексты, лекции, доктрины?

- Считаете ли Вы себя учеником, а уверенно и гладко говорящих людей - учителями?

- Способны ли Вы добиваться полного и ясного ответа на свои сомнения и вопросы?

- Допускаете ли Вы мысль, что Ваше решение могло или может быть ошибочным, проверяли ли Вы каким-нибудь образом обоснованность своего решения?

- Рассматривали ли Вы максимальное число вариантов возможных последствий Вашего решения?

- Как относятся к Вашему решению окружающие, родственники, друзья?

- Что в Вашем опыте, ощущениях именно Ваше, а что общее, групповое?

- Что ценного Вы получили в этом опыте и что теперь можете делать и получать результаты независимо от группы?

- Могут ли приобретенные ценности быть Вашим собственным достоянием вне Вашего участия в данной группе?

- Предполагает ли Ваше решение присоединиться к данной группе, лидеру, «покровительственно-спасательное» отношение ко всем другим людям, которые не разделяют Ваших новых убеждений?

- Не создает ли следование данному учению (лидеру, группе) почти столько же проблем, сколько, по видимости, разрешает?


Вопросы вербовщику секты

Самое главное в том, что, задавая прямые и важные вопросы вербовщику, Вы получаете над ним серьезное преимущество. Вот некоторые вопросы, которые на наш взгляд наиболее эффективные:

Как долго Вы состоите в этой группе? Пытаетесь ли Вы привлечь меня в какую-то организацию?

Очень важно сразу понять, с кем Вы имеете дело. Человек, состоящий в деструктивной секте меньше года, обычно очень неопытен. Он не стремится постоянно лгать, и его ложь выглядит менее убедительно, чем у его более опытных товарищей. Если же человек состоит в группе несколько лет, следует требовать от него конкретных ответов на все вопросы и следует противодействовать его попыткам уклониться от ответа замечаниями типа: «Как, Вы состоите в группе... лет и не знаете ответа на такой вопрос!»

На прямой вопрос о вербовке очень часто следует ответ: «Нет, просто ты мне нравишься, и я хочу поделиться с тобой этим. Что ты решишь сделать с этим знанием — зависит только от тебя». Прекрасно. Просто запомните ответ на этот вопрос, потому что, если группа является деструктивной сектой, Вам в какой-то момент станет ясно, что Вас вербуют. В этот момент Вы вспомните, что вербовщик врал Вам. Возмутитесь и уйдите прочь.

● Можете ли Вы назвать мне другие организации, связанные с этой группой?

Задавая этот вопрос, Вы пытаетесь выяснить названия т.н. фронт-групп. Вербовщик обычно не ожидает такого вопроса и спрашивает, что именно Вы имеете в виду. Спросите опять, есть ли у группы филиалы (и были ли в прошлом), и если есть, как они называются. Если вербовщик скажет, что он не знает этого, попросите его разузнать и выписать названия. Вы можете позвонить на следующий день и узнать у него названия.

Даже если вербовщик скажет Вам, что никаких филиалов нет и не было, в какой-то момент Вы можете понять, что он соврал вам. В этот момент Вы должны рассердиться и уйти. Если Вы не задавали этого вопроса, Вы никогда не поймете, что Вам соврали.

Кто стоит во главе организации? Каково его прошлое? Какое у него образование? Нет ли у него судимости?

Вы можете и не получить прямого ответа на этот вопрос. Вербовщик может не сказать Вам имя главы группы. Пытаясь скрыть имя главного лидера, он может назвать вместо этого имя лидера филиала в Вашей стране, городе или районе. Кроме того, он может и не иметь информации о прошлом лидера и его образовании и наличии судимостей, например, потому, что никогда не интересовался этим. В таком случае Вы можете спросить этого человека: «Как Вы можете состоять в организации, не проверив вначале таких вещей?» Помните, деструктивные секты пытаются вначале завербовать человека, а потом уже сообщать ему по своему усмотрению информацию о себе. «Добропорядочная» группа всегда вначале сообщает о себе информацию, а потом, по мере того, как человек чувствует себя готовым, предлагает ему присоединиться.

Во что верит Ваша группа? Верит ли она, что цель оправдывает средства? Допустим ли обман в каких-то обстоятельствах?
Большинство вербовщиков не расположено сразу объяснять, во что верит их группа. Их учат использовать Ваше любопытство, чтобы пригласить Вас на лекцию, просмотр видеофильма или на участие в семинаре. Тогда группе будет легче влиять на Вас.
Если человек не хочет здесь и сейчас кратко изложить Вам суть убеждений, пропагандируемых группой, Вы можете быть уверены, что он что-то скрывает. Конечно, он может сказать, что опасается, что из краткого описания Вы составите себе неправильное представление о предмете. Тем не менее, попросите его попробовать.
Каждая «нормальная» группа в состоянии кратко суммировать основной «символ» своей веры. Деструктивные секты не хотят этого делать. Если позднее Вы обнаружите, что описание было сильно искаженным, с большим количеством неточностей, у Вас будут все основания рассердиться и уйти. Члены секты, скорее всего, будут убеждать Вас, что были вынуждены врать Вам, поскольку Вы подвергаетесь промыванию мозгов со стороны
прессы и ТВ, и что Вы не стали бы слушать, если бы Вам сказали правду. Не поймайтесь на такое объяснение в духе «цель оправдывает средства». Никакая организация с хорошими намерениями не будет врать людям, чтобы помочь им.

● Что должны делать члены группы, после того, как они вступают в нее? Должен ли я буду бросить работу или учебу, пожертвовать в пользу группы собственность и накопления, прекратить отношения с семьей и друзьями, которым может не понравится мое членство в группе?

Если Вы имеете дело с представителем деструктивной секты он может сказать, что Вам не придется ничего или почти ничего делать после присоединения к группе. Однако этот вопрос заставляет сильно нервничать большинство вербовщиков, они начинают обижаться и оправдываться. Внимательно следите за невербальной реакцией вербовщика, задавая этот вопрос. Спросите человека, чем он занимался сразу после присоединения к группе и что он делает сейчас.

● Существует ли в обществе неоднозначные оценки Вашей группы? Если люди критикуют Вашу группу, каковы их основные претензии?
Это замечательный вопрос, допускающий всевозможные продолжения. Он позволяет проверить, как много человек знает и хочет обсуждать. Если Вы задаете этот вопрос вежливо и с улыбкой, Вы будете удивлены, сколько раз Вы услышите в ответ: «А,некоторые люди полагают, что мы — секта, и подвержены промыванию мозгов! Разве это не глупо? Неужели похоже, что мне промывали мозги?»

● Как Вы относитесь к бывшим членам группы? Пытались ли Вы когда-либо обсудить с ними, почему они вышли из группы? Если нет, то почему? Запрещает ли Ваша группа общение с бывшими членами?

Это наиболее разоблачительный набор вопросов, который Вы можете предложить любому члену группы. Любая не деструктивная организация никогда не запрещает контакты с бывшими членами. Также не будет она возражать, если человек захочет выйти из организации, даже несмотря на то, что это решение может ей не понравиться.
С другой стороны, деструктивные секты не признают за своими членами права на выход из организации, каковы бы ни были причины такого желания. Секты пытаются вселить в своих членов страх, пытаясь посредством него удержать их от контактов с критиками и бывшими членами.

Опытный вербовщик может Вам сказать: «Конечно, некоторые из моих лучших друзей вышли из организации», если Вы начнете расспрашивать дальше и захотите узнать подробнее, Вы можете обнаружить, что Вам лгут.
Можно задать вопросы типа «Какие конкретно причины он назвал для своего ухода?» или «Не говорят ли они, что теперь, когда они вышли из группы, более счастливы?» Опять-таки, вербовщику обычно бывает нечего сказать.

● Какие три вещи Вам не нравятся больше всего в Вашей организации и ее лидере?

Если Вам удастся застать члена секты врасплох и задать ему такой вопрос, внимательно проследите за выражением его лица. Обычно зрачки глаз расширяются, и человек выглядит совершенно озадаченным. Когда он, наконец, ответит, скорее всего, он скажет Вам, что нет ничего, что бы ему не нравилось. Члены секты почти всегда дают примерно такой ответ, просто потому, что им не разрешается критически мыслить и говорить, особенно на ТВ.

Коронный вопрос — есть ли у члена секты время и возможность читать и анализировать критическую литературу, с тем, чтобы самому сформировать свое мнение.

Если человек находится под воздействием контроля над сознанием, он может сказать, что хотел бы иметь такую возможность.
Однако члены семьи часто говорят, что это блеф, и почти никогда член секты не делает попыток самостоятельно разобраться в природе своей организации. Если же они действительно пытаются сделать это — они на верном пути к выходу из группы.

 

Рекомендации подготовлены
Т.В. Емельяновой (психолог-консультант,
супервизор, к.б.н., доцент, г. Архангельск
),
по материалам статьи Волкова Е. Н. Анализ жизненного решения:
проверка на манипулирование и контроль сознания //
Журнал практического психолога, 2000, № 1-2. - С. 126-128
и книги Стивена Хассена
«Противостояние сектам и контролю над сознанием»



© 2013 Смерти НЕТ!


Поделиться статьей в социальных сетях: