Сны: работа сознания или иная реальность?

Сны: работа сознания или иная реальность?С древних времен и по сей день люди не перестают размышлять о природе и смысле сновидений. Какова их природа? Можно ли им доверять? Можно ли предсказать судьбу по сновидениям?
В этой статье мы не будем давать очередную «новую трактовку» сновидениям. Мы постараемся разобраться в психологической природе сна и сновидений. Постараемся ответить на вопрос – что собой представляет состояние сна и как могут возникать образы сновидений? И постараемся понять, почему же человеку так нравится верить снам, какие люди и в каких ситуациях наиболее склонны впадать в мистическое настроение, принимая сон за иную реальность, и опасно ли это?

Проблема природы сновидений и сна захватывала человеческий ум еще с античности. Древние философы пытались обосновать этот феномен. От них, видимо, современные толкователи снов берут основные идеи.
Известный нам Аристотель считал, что боги ниспосылают просветительные сны, но только мудрецам. Цицерон высказывал точку зрения, что в сновидении душа обнаруживает свое божественное происхождение. Демокрит из Абдеры был атомистом, поэтому его рассуждения о природе сна сводились к следующему: когда человек спит, в душу проникают образы и истечения, которые ночью более ощутимы, чем днем (потому что днем более подвержены разрушениям). Эти материальные истечения порождают видения во сне и, благодаря им, можно предсказывать будущее.


Очевидно, что древние мыслители формулировали различные теории сна и сновидений, исходя из существующей на тот момент картины мира и соответствующего взгляда на человека. И закономерно ожидать, что у человека 21 века эти рассуждения вызывают улыбку, ведь на сегодняшний день накоплено достаточно данных, позволяющих выдвигать обоснованные научные гипотезы относительно причин возникновения и самой психической организации сновидений.
Но, к сожалению, единой, всеобщей, стройной, общепризнанной концепции снов до сих пор не существует (как не существует, впрочем, и единой психологической теории сознания). И поэтому проблема научных подходов к изучению сновидений остаётся открытой. Тем не менее, современная наука обладает огромными возможностями в изучении связи психических переживаний в сновидениях с объективными изменениями в организме: с электрической активностью мозга; с движениями глаз, которые, как оказалось, направляются в сторону зрительных образов наших сновидений; с изменениями пульса и давления крови; с колебаниями уровня гормонов в нашей крови. И мы можем изучать не только психологию сна, но и его психофизиологию.


Зачем человеку нужен сон? Сон и сновидения выполняют несколько задач. Сон позволяет отключиться от неприятной ситуации, поэтому его можно рассматривать как защитное состояние сознания. Защитная роль сновидения заключается в возможности отреагировать и изжить многие страхи, которые беспокоят в настоящем, или были актуальны в прошлом, но так и не нашли своего разрешения. Сон обеспечивает мышечное расслабление, что в свою очередь снижает и психическую активность. Потребность во сне у разных людей различна. В. Ротенберг отмечает, что есть люди, которым достаточно 5 часов сна в сутки, чтобы чувствовать себя хорошо – малоспящие. А есть люди, которым необходимо не менее 9-10 часов сна – долгоспящие.
Малоспящие – это люди с сильной психологической защитой по типу отрицания неприятностей или их переосмысления. Они энергичны, инициативны и напористы и не очень углубляются в тонкости переживаний и межличностных отношений. А долгоспящие – это чаще высокочувствительные люди со сниженным порогом ранимости, более тревожные, склонные к колебаниям настроения. И все эти черты, особенно тревожность, усиливаются к вечеру, перед сном, и уменьшаются утром. Можно полагать, что во время сновидений эти люди как-то справляются со своими эмоциональными проблемами и отпадает необходимость в их вытеснении. Сновидения помогают разрешить вытесненные конфликты.


От чего зависит содержание сновидений?
Как отмечает Р.М. Грановская, сновидение неподвластно сознанию, во сне человек отключен от всего, кроме своих внутренних состояний и переживаний и не может заглушить свою совесть. Сны предотвращают наслоение стрессовых переживаний, дают возможность взглянуть на актуальную проблему с иных позиций. Это происходит за счет фазы сновидений, в которой меняется соотношение эмоциональных, образных и интеллектуальных составляющих информации, полученной во время бодрствования.


На содержание сновидений влияет четыре основных фактора.
Первый фактор – внешние раздражители, влияющие на человека во время сна (холод, звуковые раздражители и т.д.)
Второй фактор – раздражители, поступающие от внутренних органов. Например, есть так называемые «вещие медицинские сновидения», которые в образах отражают информацию о функционировании организма: например, человеку снится, что он проваливается в могилу, глубокий овраг, он серьезно ранен и т.д. Через такие сновидения организм может подавать сигналы о зарождающейся болезни, симптомы которой мы пока не ощущаем.
Третий и четвертый факторы мы объединим:  это психические и физические раздражители, действующие на человека в течение дня, а также процессы, происходящие в центральной нервной системе во время сна, как оживление следов прежних событий, почти стершихся из памяти.


Подсознание продолжает свою работу во время сна и способно сводить воедино накопленные днем неосознанные ощущения и представления, намеки, воспоминания, события, которые вовлекаются в содержание сновидения в весьма причудливой форме, в необычных образах и сюжетах. Рада Михайловна Грановская в своей книге «Психологическая защита» указывает, что сновидение – послание подсознания, «разговаривающего» с нами через образы. Интересный получается диалог. А о чем же сигнализирует подсознание если мы видим кошмарные сны?
Кошмарное сновидение – это свидетельство чего-то, что человек признать не желает. В период бодрствования мы нередко испытываем страх, тревогу, нас порой посещают угрожающие и неприятные мысли. Хорошо это можно проиллюстрировать на примере.


А.Н. Шеповальников в своей книге «Как заказать сновидение» делится с читателями, что в период тяжелой, неизлечимой болезни отца он неоднократно просыпался ночью, чувствуя тревогу: «мне казалось, что именно в эти минуты он находится на пороге смерти…». Именно из-за возрастающей тревожности за близких, которые тяжело болеют, могут возникать так называемые сны-предвестники. Так в книге Александр Николаевич приводит следующий пример: «Гражданка Н., средних лет, сообщила, что в ночь на 9 декабря 1944 года видела сон: война с немцами, разрыв снаряда, ее сын упал, раненный в голову…Через день получила письмо с фронта, в котором сообщалось о гибели сына в бою… При расспросе выяснилось, что, очень переживая за сына, она почти каждую ночь видела сына то раненым, то убитым». По сути, сюжеты сновидений, отражающие тему смерти, отражают наш страх потерять родного и любимого нами человека.


Подобные примеры ярко иллюстрируют, как сон чутко отражает психоэмоциональное состояние человека. Если есть научное объяснение феноменам сновидений, то почему мы нередко встречаемся с мистическими настроениями у людей по отношению к природе сна?


Мистические настроение обычно встречается у людей, чувствующих свое бессилие, тревожных, живущих в обстановке постоянного страха, под угрозой возможных несчастий. И нередко мы сталкиваемся с мистическими настроениями у людей, переживающих горе.


Человек, переживающий утрату близкого, обычно имеет чуткий и некрепкий сон. При пробуждении некоторый период времени, когда их мозг еще не переключился от активной (быстрой) фазы сна на реальность, в их сознании могут смешиваться образы сновидений с обстановкой в комнате и можно сказать, что сон продолжался с открытыми глазами. А человек это воспринимает как видение, особенно, если в его сне присутствовал образ умершего родного человека. Горюющие нередко видят во сне усопших близких. Их реакция на подобные сны может развиваться по разным сценариям: игнорирование подобных снов, рациональное их обоснование; могут испытывать неприятные ощущения от таких сновидений, стремление снова «увидеть во сне усопшего», чтобы попросить у него прощения, спросить о чем-либо, узнать будущее, или чтобы «быть рядом с усопшим», создавая иллюзию, будто он жив. Нередко это и является причиной того, что для горюющего состояние сна и мир сновидений является более желанным, поскольку создается иллюзия выхода в какую-то «иную жизнь», «другую реальность». А корни этой иллюзии лежат в сильных, тяжелых эмоциональных переживаниях горюющего, которые повышают вероятность появления частых, ярких и содержательных сновидений, очень похожих на реальность. Эмоциональный характер снов приводит к тому, что детали гиперболизируются. Все события в сновидениях совершаются «здесь и сейчас», в сновидении нет прошлого или будущего, здесь происходят сдвиги во времени и пространстве. Все это создает впечатление не только особой значимости сновидения, но и возвышенности его оценки.


При дремотном состоянии, перед засыпанием, сохраняется возможность оценивать внешние стимулы и внутренние события, включая образы бессознательной сферы — могут наблюдаться архитектурные, пейзажные картинки, лица людей. По оригинальности их сравнивают с сюрреалистической живописью, которые непроизвольны, неконтролируемы и вызывают достаточно сильный эмоциональный отклик, от чего человек начинает верить в их реалистичность и в то, что эти образы открывают «иную реальность».


Проблема увлеченности мистическими представлениями о сновидениях заключается в первую очередь в том, что, погружаясь в грезы, увлекаясь размышлениями о снах, мы не только «в холостую» тратим время и силы, мы сознательно лишаем себя объективной реальности, поскольку мир грез может быть более приятным. Возникает опасность «зависания» человека в травмирующих переживаниях снов, что не выводит человека из состояния горевания, а может усугублять его.


Ну а как же сны-видения, сны-откровения, которые описаны и в Библии и в житиях святых? Если мы признаем, что человек это не только тело, но душа и дух, то о духовном следует рассуждать, обращаясь к трудам святых отцов, как мы обращаемся к трудам ученых-физиков, химиков, биологов, психологов, если интересующая нас проблема касается физических, химических, биологических или психологических законов.


Итак, обратимся к святоотеческому взгляду на сновидения и сон.


Ученик св. Симеона Нового Богослова св. Никита Стифат различает следующие виды снов:
1. Простые сны («мечтательные сны») возникающие под влиянием различных страстей и общей «омраченности ума». К простым снам могут быть отнесены и сновидения, представляющие собой «отзвуки дневных размышлений».
2. Сны-видения/зрения видят люди, стремящиеся к богопознанию («помышляющие с молитвой о Боге»)
3. Сны-откровения имеют люди, в которых уже действует Святой Дух, у которых «ум очищен и чувства душевные просветлены».


Но большинство из нас видит в течение всей жизни лишь простые сны. Святой Симеон Новый Богослов отмечает, что «чем душа занята и о чем разглагольствует наяву, о том мечтает и философствует она во сне; или проведши весь день в заботах о делах человеческих, об них же суетится она и в сновидениях...».
И все-таки, почему бы не верить в судьбоносное значение снов? А если человек тайно надеется на то, что во сне он видит некое откровение?


Святой Иоанн Лествичник сравнивает того, кто слепо верит снам, с человеком, пытающимся схватить свою тень. Святоотеческая традиция заостряет и раскрывает опасности, связанные с темой сновидений. Вспомним слова св. Антиоха: «Что, братие, сказать подобным людям? Можно многое сказать против веры в сонные мечтания. В настоящий раз ограничимся одним замечанием: им предстоит опасность попасть в сети дьявола, если они не оставят своей безрассудной веры снам». С антропологической точки зрения неправильно называть сны «вещими». В «ткани» снов нет ангелов или бесов, нет душ усопших людей. Явление ангелов или демонов происходит, в сонном состоянии, а сам сон, его сюжет к этим явлениям не имеет никакого отношения. Как отмечает о. Андрей Лоргус, недоверие подвижников к снам оправдано, ведь духовно неопытный человек пытаясь разгадать содержание сна, попадает во власть фантазии и самообмана. Лучше проигнорировать что-то в полученном опыте сновидения, не придавать снам судьбоносного значения. Мечтание, родившееся во время сна, сон, как указывал преподобный Иоанн Синайский, есть лишь «обман очей в усыплении мыслей» и «видение того, чего нет».

 

Емельянова Татьяна Валерьевна,
ведущий научный сотрудник НИЛ нейрофизиологии и ВНД ИМБИ, кандидат биологических наук, доцент; супервизор,
г. Архангельск

 

© 2014 Смерти НЕТ!


Поделиться статьей в социальных сетях: