Сообщения без ответов | Активные темы

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Начать новую тему  Ответить на тему 
 Страница 1 из 1 [ Сообщений: 4 ] 
АвторСообщение
Горе - болезнь, или нормальное чувство на потерю близкого?
СообщениеДобавлено: 08 дек 2012, 16:30 
Не в сети
Аватара пользователя

Таня, ты в своем материале "Оказание эмоциональной и информационной поддержки горюющим" пишешь:
Tatyana A писал(а):
Горе - процесс функциональной необходимости, но не слабости.

Горе - нормальное ответное чувство на потерю близкого человека.

Прежде всего - большое спасибо за эти слова! - Мне кажется, они просто реабилитируют горюющего в своих собственных глазах. Ведь часто горюющий чувствует себя изгоем, одиночкой, от которого окружающие люди сторонятся, боясь пораниться об его горе. Как часто переживая горе и пытаясь выразить, высказать другим свои чувства, приходится слышать - "ну перестань, не переживай, тебе надо держаться", "крепись" и т.п. - особенно если ты пытаешься поделиться своими чувствами и не можешь при этом удержать слез. И тут волей не волей начинаешь чувствовать, что ты не такая как все... - и это причиняет дополнительный сильнейший дискомфорт, усугубляет самоизоляцию и страдания.

Как часто приходилось слышать или читать мнение о том, что горе - это болезнь. Сейчас понимаю, что это мнение ошибочное. И вот задумалась о том, что чувствует переживающий горе человек, когда ему говорят о том, что это у него болезнь? Наверное человек будет этому мнению пытаться сопротивляться, ведь если он согласится - то получается что все чувства, которые он испытывает по отношению к усопшему родному, все свои переживания, которые обусловлены его любовью к усопшему, - все это человек должен считать патологией и стараться избавиться от этого. Я вот сейчас об этом всем задумалась и мне кажется что приравнивание горя к болезни не так уж и безобидно для горюющего, ведь приняв такую точку зрения человек может еще больше запутаться, будет пытаться избавиться от своих переживаний как от болезненных симптомов, и тем самым рискует не прожить горе, а задушить его, свои чувства где-то глубоко у себя в душе, лишившись при этом чего-то очень важного...

Таня, как вообще можно оценить с точки зрения психолога вот это мнение, что горе - это болезнь? Может ли эта точка зрения причинить вред горюющему? Или это все мои домыслы?


Воскрес Христос - и Жизнь вступила в свои права (св. Иоанн Златоуст)


 
Re: Горе - болезнь, или нормальное чувство на потерю близког
СообщениеДобавлено: 15 дек 2012, 11:29 
Не в сети
Психолог
Аватара пользователя

Что такое горе? Горе - процесс, при помощи которого человек работает с болью утраты, вновь обретая чувство равновесия и полноты жизни. Горе нельзя назвать болезнью или слабостью, это способ восстановления после ощутимой потери.
Горе включает в себя десять стадий ,через которые проходит человек:
Шок - Всплеск эмоций- Депрессия- Физические симптомы страдания- Беспокойство- Враждебность- Вина- Страх- Излечение памяти- Принятие

Перечисленные стадии справедливо считаются общими для людей, переживающих горе. Однако, все люди разные и сам процесс изменчив, так что необязательно человек начнет с первой стадии и будет переживать все по очереди вплоть до десятой. Большую роль играет подвижность, что связано с перемещениями между стадиями и внутри них. Нередко люди говорят о том, что после недели - двух наметившегося «прогресса» они возвращаются назад, к начальной стадии. Важно помнить, что горе несет в себе эмоциональную иллюзию регрессии, хотя, в действительности, всегда происходит движение вперед. В худшем случае, это движение просто замирает.
Одно то, что процесс переживания утраты не прерывается - уже прогресс, поскольку это является признаком внутренней работы.

Несмотря на то, что горе - нормальное ответное чувство на потерю близкого человека, иногда оно может порождать довольно странные реакции, вызывающие опасения. Вот некоторые из них:
• Гнев на Бога и невозможность найти утешение в своей вере.
• Раздражение в адрес медицинского персонала, вызванное недостаточной технической оснащенностью или неспособностью их сделать все необходимое для спасения близкого вам человека.
• Злость на себя, что не заметил вовремя предупреждающие знаки, симптомы и др.
• Злость на умершего из-за того, что не берег себя; оставил Вас одного.
• Невозможность уснуть без снотворного или повышенная сонливость.
• Изменение вкусовых привычек, сопровождающееся значительным прибавлением или потерей веса.
• Повышенная подверженность простудным, инфекционным и прочим заболеваниям.
• Неспособность заставить себя сделать то, что необходимо.
• Трудности с концентрацией внимания и/или памятью.
• Гораздо большая раздражительность, чем обычно.
• Непредсказуемые, неконтролируемые приступы плача.
• Приступы паники, гнева.
• Страх остаться одному или среди людей; боязнь оставаться или покидать дом; боязнь спать в этой постели.
• Желание "наказать" что-нибудь или кого-нибудь за свои страдания.
• Раздражение из-за того, что никто, как Вам кажется, не понимает, что с Вами происходит; на людей, которые ждут, что Вы "наладите свою жизнь"; что у Вас нет времени, чтобы отдаться своему горю.
• Расстройство, из-за того, что друзья звонят слишком часто или слишком редко, никуда Вас не приглашают, что создает ощущение подталкивания к социализации прежде, чем вы будете готовы к этому.
• Покупка ненужных вещей и забывчивость в отношении предметов первой необходимости.
• Чувство вины, охватывающее Вас при мысли о незначительных шероховатостях имевших место во взаимоотношениях, которые, обычно, в проблему не перерастали.
• Желание говорить об умершем, но и опасение "обременить" семью или друзей.
• Желание продать дом и уехать; раздать все, что принадлежало умершему; превратить часть дома в некое подобие святыни (например, ничего не менять в его комнате после смерти).
• Гнев на весь мир, на людей, которые могут смеяться, на праздники, которые не отменили, на то, что Вы одиноки в своем горе.
• Желание общаться с людьми, которые не были знакомы с умершим, что позволяет разделить воспоминания с беспристрастными слушателями и др.

Каждый человек переносит страдания своим собственным уникальным образом, но если некоторые из перечисленных описаний человек в себе обнаруживает, следует помнить: это поведение типично для переживаемого состояния.

Убеждая людей, переживающих утрату близкого, что горе – это болезнь, мы тем самым уговариваем их отречься от реальных эмоций, мы обесцениваем их переживания. Это может привести к дополнительным психологическим и даже психосоматическим проблемам.

Утверждая, что горе - это болезнь, мы будто говорим горюющему: «Вы еще не успокоились? Раскисать нельзя, ни в коем случае. Вы должны быть сильными! А если не можете держать себя в руках - надо лечиться»

Мы тем самым уговариваем горюющих отречься от реальных эмоций, связанных с утратой. Это может привести к другим проблемам, когда и для себя и для окружающих человек изначально играет роль «сильного», «здорового», а подавленные эмоции горя находят свой выход через негативное отражение на здоровье.


 
Re: Горе - болезнь, или нормальное чувство на потерю близког
СообщениеДобавлено: 03 фев 2014, 00:26 
Не в сети
Психолог
Аватара пользователя

Размышления на заданную тему.

1. Важно не то, как мы назовем комплекс своих переживаний, а сами переживания. Мы изначально подразумеваем, что, например, при утрате близкого человека наши переживания называются горем. Но ведь каждый переживает эту утрату по-разному. Кто-то может быть, вообще, безразличен, кто-то будет сожалеть об упущенной выгоде, кто-то будет страдать от разорвавшейся эмоциональной привязанности и т.п., а кто-то захочет покончить с собой. Горе это симптомокомлекс, который, помимо определенных общих для всех симптомов, содержит и уникальные. Причем пропорции, состав и сила этих симптомов, на самом деле, уникальны. В этом заключается смысл высказывания, что каждый переживает горе по-своему.
Таким образом, вопрос заключается не в том - является ли горе болезнью, а являются ли определенные переживания, связанные с утратой, патологическими или нормальными?
Я встречался с различными реакциями на утрату. Верующие, воцерковленные люди переживают утрату более правильно, чем люди не верующие или не воцерковленные. Эта правильность свидетельствуется тем, что у них нет явных патологических переживаний. Два примера. Мать теряет сына наркомана, который погибает в довольно жутких обстоятельствах. Семья теряет любимого дедушку и отца, после тяжелой болезни. Можно ли сказать, что у этих людей нет горя? В первом случае - усиленный молитвенный подвиг за усопшего и почти никаких внешних проявлений. Во втором случае, в переживаниях связанных с кончиной, присутствовала, даже, тихая радость, поскольку все были уверены в святости усопшего, смиренно переносившего тяготы болезни. Ведь он упокоился от земных тягот и встретит Господа.
Встречались и другие примеры. В телефоне у девченки прочел неоднозначную СМС-ку другому (или сообщение в соц. сетях, что стало уже просто массовым явлением не только у подростков и молодежи, но и у довольно зрелых людей) - тоже горе, и уже готов с крыши прыгать и т.п., или идти расправляться с кем-либо, или впасть в ступор и вести растительный образ жизни и т.п.
Вот эти проявления горя и можно классифицировать как болезнь или норму. Само понятие горе можно сопоставить с понятиями: беда, боль и утрата. Ведь никто не спросит - беда, боль и утрата являются болезнью или нет? Тут уместнее спросить - а какие конкретно переживания, связанные с этим событием, Вы испытываете? После этого уже можно решать - насколько они нормальны для этого конкретного человека. Поскольку даже одна и та же реакция для одного может быть нормальной, а для другого патологичной.
Установка "горе - это болезнь", в первую очередь, сводит всю палитру уникальных переживаний, связанных с утратой, к одному "чувству", что, естественно, примитивизирует проблему.
Во-вторых, эта установка человеку, находящемуся в состоянии утраты, говорит о том, что все его переживания, названные чувством горя, не нормальны и от них, естественно, надо избавиться. Хотя на деле пытаются избавиться, как-раз, от различных состояний: бессоницы, невротических проявлений, соматических нарушений и т.п.
Не от всех дискомфортных переживаний, даже относительно сильных, нужно избавляться, т.к., зачастую, они позволят более трезво посмотреть на себя и свою жизнь.
Зачастую утрата, как сильный стресс, вскрывает накопившиеся многолетние проблемы и, связанные с ними, негативные переживания, которые ошибочно связываются только с утратой.

2. Если посмотреть на проблему с духовной точки зрения, то будет понятно почему верующие (воцерковленные) люди переживают утрату иначе.
Человек, обычно, интуитивно понимает, что такое "чувство" горя. Не вдаваясь в подробности, - это сильные негативные переживания связанные с утратой важного объекта. Являются ли горе нормальным "чувством"? В принципе - да. Это нормальная реакция на утрату. Мы лишились чего-то - нам плохо. Это нормально. Однако, это нормально для нашей, поврежденной первородным грехом, человеческой природы, т.е. для нашего противоестественного состояния, в котором мы пребываем. Для того естественного состояния, в котором человека сотворил Господь, это будет уже не нормально.
Поэтому, с духовной точки зрения, горе, в указанном смысле, это болезнь.
Скорбь, связанная с утратой, как раз и является лекарством для исцеления этой болезни. Чем больше скорбь, тем сильнее лекарство, тем, выходит, сильнее болезнь. Однако, верующий не остается один на один со своей скорбью. Эффективные средства для ее правильного переживания нам дает Православная Церковь.

Хочу дополнить свои размышления принципиальным обстоятельством, которое свидетельствует,
во-первых, о неоднозначности переживаний, которые могут описываться понятием горя,
во-вторых, о том, что правильное переживание обстоятельств, которые принято обозначать словом горе, не заключается в безразличии и душевном спокойствии,
в-третьих, о том, что душевные страдания и болезнь не одно и тоже.
В христианстве есть святые мученики, подвиг которых заключался не в принятии, обычных для мученичества, насильственных телесных мучений и смерти, претерпеваемых за веру в Спасителя, а в душевных страданиях Христа ради. Например, святая мученица София, мать святых мучениц Веры, Надежды и Любви, или святая мученица Наталья, супруга святого мученика Адриана. Их прославление было совершено за их верность Спасителю и за душевные мучения, которые по своей силе были приравнены к телесным.
Святые София и Наталья умерли вскоре после мученической гибели своих близких, что, в нашем понимании, безусловно является горем, т.е. мы бы сказали - умерли от горя.
Показателен пример святого Иоанна Воина, который дожил до глубокой старости, однако тоже причислен к лику святых мучеников за верность Спасителю и подвиг деятельного сострадания к больным и немощным, которому он посвятил всю свою жизнь. Святой Иоанн переживал горе окружавших его людей, как свое собственное, сострадал им и помогал чем мог.


 
Re: Горе - болезнь, или нормальное чувство на потерю близког
СообщениеДобавлено: 03 фев 2014, 22:58 
Не в сети
Аватара пользователя

Уважаемые психологи, Таня, Станислав, большое спасибо вам за подробное освещение вопроса ромашки ромашки ромашки


Воскрес Христос - и Жизнь вступила в свои права (св. Иоанн Златоуст)


 
 Страница 1 из 1 [ Сообщений: 4 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Наши сайты:
SmertiNet.ruСайт SmertiNet.ruAhirat.ruСайт Ahirat.ru
© 2012-2023 Смерти нет!
При поддержке phpBB Group и русскоязычного сообщества phpBB

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Time : 0.084s | 19 Queries | GZIP : On