Сообщения без ответов | Активные темы

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Начать новую тему  Ответить на тему 
 Страница 1 из 1 [ Сообщений: 4 ] 
АвторСообщение
О поведении в храме
СообщениеДобавлено: 28 дек 2013, 19:08 
Не в сети
Аватара пользователя

О поведении в храме


Входи в святой храм с духовной радостью. Помни, что Сам Спаситель обещал тебя утешить в скорби: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Евангелие от Матфея, глава 11, стих 28).

Всегда входи сюда со смирением и кротостью, чтобы и из храма выйти оправданным, как вышел смиренный евангельский мытарь.

Когда входишь в храм и видишь святые иконы, думай о том, что Сам Господь и все святые смотрят на тебя; будь в это время особенно благоговеен и имей страх Божий.

Войдя в святой храм, сотвори три поясных, а в пост три земных поклона, молясь: «Создавый мя, Господи, помилуй», «Боже, милостив буди мне грешному», «Без числа согреших, Господи, помилуй мя».

Затем, поклонившись направо и налево пришедшим раньше тебя, стой на месте и внимательно слушай псалмы и молитвы, читаемые в храме, но не говори про себя иных, не читай их по книжкам отдельно от церковного пения, ибо таких осуждает апостол Павел как удаляющихся от церковного собрания. Хорошо, если в храме есть место, где ты привык стоять. Проходи к нему тихо и скромно, а проходя мимо царских врат, остановись и благоговейно перекрестись и поклонись. Если же такого места пока нет, не смущайся. Не мешая другим, встань на свободное место так, чтобы было слышно пение и чтение.

В святой храм всегда приходи заранее, чтобы успеть до начала богослужения поставить свечи, заказать поминовение, приложиться к иконам. Если все же опаздываешь, будь осторожен, чтобы не помешать молитве других. Входя в храм во время чтения шестопсалмия, Евангелия или после Херувимской на литургии (когда совершается преосуществление Святых Даров), постой у входных дверей до окончания этих важнейших частей службы.

Благоговейно относись к церковной свече: это символ нашего молитвенного горения пред Господом, Его Пречистой Матерью, святыми угодниками Божиими. Свечи зажигают одну от другой, горящей, и, оплавив низ ее, ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять строго прямо. Если в день большого праздника служитель угасит твою свечу, чтобы поставить свечу другого, не возмущайся духом: твоя жертва уже принята Всевидящим и Всезнающим Господом.

Во время службы старайся не ходить по храму даже для того, чтобы поставить свечи. Прикладываться к иконам тоже следует перед началом богослужения и после него или в установленное время — например, на всенощной за елеопомазанием. Некоторые моменты службы, как уже говорилось, требуют особого сосредоточения: чтение Евангелия, песнь Богородицы и великое славословие на всенощной; молитва «Единородный Сыне...» и вся литургия, начиная от «Иже Херувимы...».

В храме молчаливым поклоном поздоровайся со знакомыми, даже с особо близкими не здоровайся за руку и ни о чем не спрашивай — будь истинно скромным. Не любопытствуй и не всматривайся в окружающих тебя, а молись с искренним чувством, вникая в порядок и содержание служб.

В православном храме во время богослужения принято стоять. Сидеть можно только во время чтения кафизм (Псалтири) и паремий (чтений из Ветхого и Нового Завета на великой вечерне в великие праздники и дни памяти особо чтимых святых). В остальное время разрешается сесть и отдохнуть только в случаях нездоровья. Впрочем, хорошо сказал о немощи телесной святитель Филарет Московский: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах».

В храме молись как участвующий в богослужении, а не присутствующий только, чтобы молитвы и песнопения, которые читаются и поются, исходили от твоего сердца; внимательно следи за службой, чтобы молиться именно о том, о чем молится и вся Церковь.

Если приходишь с детьми, следи, чтобы они вели себя скромно и не шумели бы, приучай их к молитве. Если детям требуется уйти, скажи, чтобы перекрестились и тихо вышли, или сам выведи их.

Никогда не позволяй ребенку есть в святом храме, кроме тех случаев, когда священники раздают благословенный хлеб.

Если малое дитя расплачется в храме, сразу же выведи или вынеси его.

Не осуждай невольных ошибок служащих или присутствующих в храме — полезнее вникать в собственные недостатки и просить Господа о прощении своих грехов. Бывает, что во время богослужения кто-то на ваших глазах мешает прихожанам сосредоточенно молиться. Не раздражайся, никого не одергивай (если, конечно, не совершается явное хулиганство и кощунство). Постарайся не обращать внимания, а если по немощи не справишься с искушением, лучше отойди тихо в другое место.

Когда идешь в храм Божий, еще дома приготовь деньги на свечи, просфоры и церковные сборы: неудобно менять их при покупке свечей, ибо это мешает как богослужению, так и молящимся. Также приготовь деньги для милостыни.

До конца богослужения никогда без крайней необходимости не уходи из храма, ибо это грех перед Богом. Если же это случится, покайся на исповеди.

По старым нашим обычаям, мужчины должны становиться в правой части храма, а женщины в левой. К Причастию и елеопомазанию также проходят отдельно — сначала мужчины, а затем женщины. Прохода от главных дверей к царским вратам никто не должен занимать.

Женщины должны входить в храм скромно одетыми, в платье или юбке, с покрытой головой и желательно вообще без косметики. Во всяком случае, недопустимо причащаться Святых Таин и прикладываться к святыням с накрашенными губами.

В некоторых храмах сложились свои «благочестивые» традиции, предписывающие, например, передавать свечу только через правое плечо, складывать руки «лодочкой» при словах священника «Мир всем», «Благословение Господне...» и тому подобное. Будем помнить, что данные правила как не упомянутые в церковном Уставе не важны в православной жизни. Поэтому не стоит расстраиваться, выслушивая поучения бабушек. Смиренно принимая их упреки, говори: «Простите», и сам не старайся «просвещать» их. В Церкви для этого есть священнослужители.

Главное — это взаимная любовь прихожан и понимание содержания службы. Если мы будем входить в храм Божий с благоговением, если, стоя в церкви, будем думать, что находимся на небесах, то Господь исполнит все прошения наши.
Источник: pravoslavie.ru


 
Как мы мешаем людям приходить в Православие.
СообщениеДобавлено: 04 сен 2015, 22:20 
Не в сети
Аватара пользователя

Как мы мешаем людям приходить в Православие.


«Христос воскресе!» – воскликнул англичанин. – «Нет!» – отрезала церковница, выпихнув его на паперть.

Один мой знакомый православный англичанин когда-то, много лет назад, впервые приехал в СССР. Он тогда почти ничего не знал о Православии, а о России у него было самое романтическое представление: Достоевский, «Доктор Живаго», рублевская «Троица» и т. д. Стоял конец лета, Москва казалась почти пустой. Мой знакомый бродил по улицам, смотрел по сторонам и всему радовался. Вдруг он увидел православный храм с приоткрытой дверью. А ведь в то время большинство московских храмов (как и во всей стране) были, что называется, недействующими. Англичанин зашел в дверь и натолкнулся на полную даму в засаленном синем халате, моющую пол. Она стала сердито на него кричать, тесня его к выходу. Языка он не понимал совсем и, чем вызвано ее раздражение, уразуметь не мог. По-русски он знал всего три слова и решил употребить сразу два из них. «Христос воскресе!» – воскликнул он, широко улыбаясь разгневанной даме. «Нет!» – отрезала она, выпихнув его на паперть и хлопнув дверью ему в лицо. Это было третье тогда известное ему русское слово.

Впрочем, столь неласковый прием не вызвал у него обиды. Дома, в Лондоне, он отыскал православный храм и вскоре стал членом Церкви.

Похожая история случилась с другим моим знакомым – православным американцем по имени Марк. И произошла она у него на родине, в США, в городе Сиэтле.

Как-то он заметил на улице здание весьма необычной архитектуры. Его шпили почему-то были увенчаны куполами странной луковичной формы. На фасаде он прочитал, что это православная церковь – деноминация, о которой он до этого ровно ничего не слыхал. Из любопытства он зашел внутрь и понял, что попал на службу. Внутреннее убранство этой церкви поразило его своей необычностью. Все пространство посередине было пустым – столь привычные скамейки отсутствовали. Впереди мерцало тусклое золото стены из священных изображений. Они виднелись повсюду – на стенах, на специальных подставках, но стиль их был Марку совершено непривычен. Молящихся в храме он вообще не заметил – может быть, там и было несколько человек, но они не запечатлелись в его памяти. Невидимый хор (очевидно, он размещался наверху) пел странные, совершенно неземные мелодии. Прошел бородатый священнослужитель в странной парчовой накидке, кадя весь храм по окружности. Но, несмотря на эту пустоту, мой знакомый явно ощутил Божественное присутствие в этом храме.

Так он стоял, не зная, где он находится – на небе или на земле, как вдруг увидел древнюю старушку. Тяжело опираясь на свою палочку, она зашла в храм и направилась к иконам. Поцеловав ту, которая была помещена на центральном столике со скошенной крышкой, старушка стала прикладываться к изображениям, висевшим на стенах храма. Видно было, что ходить ей трудно, но она продолжала свой многосложный паломнический путь. Обойдя все иконы, старушка направилась прямо к моему знакомому, одиноко стоявшему посреди пустого храма. Когда она подошла вплотную к молодому человеку, тот широко улыбнулся ей и хотел было поздороваться, но она довольно ощутимо ударила его своей клюкой по ногам и сказала с резким русским акцентом: «Это мое место!»

Таково было первое знакомство Марка с Православием. Оно тоже с весьма благополучным концом. Через пару лет он принял церковное крещение.

Александр Дворкин
источник


 
Re: О поведении в храме
СообщениеДобавлено: 05 сен 2015, 12:40 
Не в сети
Аватара пользователя

Коврик для батюшки


Священник Сергий Круглов, Мария Строганова | 04 сентября 2015 г.

Кажется, поздороваться во время литургии с любезной сердцу сестрой, заодно обсудив общих знакомых, – это так приятно и благочестиво. Тем более благочестиво поправить новичка в его неверном поведении... О правильной расстановке приоритетов и о том, как ради святыни не уничтожить человека, рассуждает священник Сергий Круглов.

Вредные привычки прихожан – откуда они берутся

От чего зависят вредные привычки прихожан? Во-первых, от человеческой падшей природы, от того, насколько у каждого христианина идет процесс реабилитации этой природы, реабилитации, начатой Христом.


Во-вторых, есть замечательная поговорка: «Каков поп – таков приход». Вредные привычки зависят от обстановки в храме, от духовной атмосферы, от того, насколько активно и осознанно прихожане участвуют в евхаристии и церковной жизни.

То есть от того, чувствуют ли они себя просто пасомыми, которым сегодня говорят: делай одно, а завтра – делай другое, – и они эти правила поведения претворяют в жизнь, как маленькие дети, или они вырастают из такого детского поведения. Насколько люди воспитаны в свободе.

Свобода – это ответственность. Поэтому когда люди действительно ответственно относятся к своему христианскому состоянию и к своей христианской жизни, о вредных привычках уже не идет речь, это другой уровень.

Готовясь к литургии, человек должен думать не только о том, насколько он угоден Богу, но и живет ли он в мире и согласии со своими соприхожанами, со своими сомолитвенниками.

Он должен понимать, что в исполнении нуждается не только та часть заповеди, которая касается любви к Богу, но и та часть, которая говорит о любви к ближнему. Эта любовь и проявляется в том, как человек ведет себя в храме.

Если нет общей молитвы и любви, получается, что храм – только некое присутственное место, в котором существуют правила поведения, и ориентируются здесь не на человека, а на эти правила.
Попытка отнестись с юмором

Думаю, любой священник может рассказать много забавных случаев, связанных с вредными привычками прихожан. Например, батюшка долго стоит на исповеди, у него с человеком важный разговор, а в это время вдруг очнувшаяся свечница вспоминает, что священник стоит на голом полу, и начинает его толкать, чтобы подложить коврик под ноги. Люди, которые впервые пришли на исповедь, бывают, конечно, шокированы. Я говорю: «Не обращайте внимания, это просто заземление, чтобы когда в батюшку ударит благодать, все хорошо закончилось».

Или наоборот, были случаи, когда у меня из-под ног выволакивали коврик, потому что на коврике усмотрели изображение креста. Тетенька с воплем «батюшка на кресте стоит» выдирает из-под ног коврик.

К слову, о юморе… Все эти случаи, прежде всего, забавны. Но я встречал людей, которые очень сурово относятся к христианству, утверждая, что Христос никогда не смеялся, что вообще смех – это нечто чуть ли не бесовское, недостойное, греховное. На самом деле, конечно, юмор имеет терапевтический эффект, он дан человеку для того, чтобы снижать градус пафоса, снимать напряжение, накал какой-то ситуации и помочь найти выход из этой ситуации.

Конечно, важно уметь отмерять дозу юмора, его направленность, чтобы юмор не превращался в свою противоположность: издевательство или бессмысленный стёб. Но юмор очень помогает человеку. Существует целая область специфического внутрицерковного юмора. Мы знаем немало церковных писателей, начиная с Лескова, которые этим юмором делились, и от этого любовь к Церкви не только не умалялась, но наоборот, укреплялась – огромное церковное блюдо получило приправу.

Но поскольку юмор – вещь острая, вокруг него бывает очень много людей, которые плохо его воспринимают. В наше время это наглядно можно видеть в интернете. Человек пошутил, даже смайлик поставил, а тут же начинаются гневные комментарии. Мол, сегодня ты играешь джаз – завтра родину продашь, ты оскорбил великую святыню.

По поводу неправильного поведения прихожан также бывает очень много нареканий. Люди, которые относятся к Церкви прежде всего как к религии, как к набору обрядов и правил, стремятся эти вредные привычки обличать и исправлять. Они считают, что всякое нарушение сакральных вещей влечет за собой наказание не только для того, кто их нарушил вольно или невольно, но и для всех остальных, кто его окружает. То есть они могут «заразиться» гневом Божиим, который обязательно снизойдет на человека за неправильное исполнение чего-либо в храме.

Когда я еще служил в Минусинске, там был такой характерный случай. Как известно, есть правило, что между аналоем, на котором лежит центральная икона, и солеей нельзя проходить. Люди, которые впервые пришли в храм, особенно в 90-х годах, конечно, не знали, как тут вести себя, и старые церковные работники воспитывали их: как надо ставить свечи, в каком виде заходить, где можно и нельзя ходить.

И вот заходит тётенька с маленьким мальчиком и, конечно же, проходит по этому открытому месту между аналоем и солеей. Я служил панихиду, разговаривать было нельзя, и одна наша суровая старушка начинает эту тётеньку одергивать и жестами показывать: ну-ка быстро обойди вокруг. Женщина перепугалась, она же тоже знает, что «самое главное» в церкви – это набор правил, обрядов и так далее, – и стала обходить вокруг. Суровая работница нашего храма отвлеклась на другие задачи, ушла в сторону.

А поскольку дальше этой женщине никто не сказал, как действовать, она обошла вокруг аналоя один раз, второй, третий, по-моему, раз пять тихо и смиренно его обошла. Люди стоят на панихиде, половина присутствующих уже еле сдерживают смех, а она все ходит. Наконец, наша работница вернулась и с гневом набросилась на тех, кого она считала ниже себя по рангу: «Вы что делаете, вы не могли ей сказать, как правильно вокруг надо обходить, Господь вас всех накажет!» Было такое ощущение, что, действительно, если бы та женщина еще пару раз обошла вокруг аналоя, купол храма раздавил бы всех нечестивцев.

Конечно, отношение к пространству храма как к чему-то сакральному очень часто служит причиной разных ошибок. Но это ошибки не страшные, научиться себя вести довольно легко, если есть правильная духовная атмосфера, правильное духовное устроение, правильный вектор, если человеку объясняется истинная иерархия ценностей.

Приоритеты в церковной жизни

Мир устроен Богом иерархично, в нем есть порядок, но не закостеневший, а живой. Это такая жизнь, которая подобна жизни человеческого тела: если из тела вынуть орган, оно будет не только неполноценно, но может заболеть и умереть. Так же и здесь – если из этой иерархии какую-то ступень убрать или неправильно употребить, начнется сбой во всей системе мира. Нарушится не только его функциональность, нарушится его красота, без которой мы не можем жить.

Когда человек приходит в церковь, он должен понимать, что здесь есть система ценностей: на первом месте Бог и люди – Евхаристия, встреча в ней Христа и Его верных. Священник молится во время претворения Святых Даров о сошествии Святаго Духа «на ны и на предлежащие Дары сия», молится, чтобы не просто этот хлеб стал Телом Христовым, а чтобы Дух Святой сошел на нас, чтобы и мы преобразились.

В этой иерархии свое место занимает и свечка, и какое-то церковное правило, кажущееся второстепенным, но когда это правило со своего маленького 25-го места вдруг переносится на второе и начинает принимать неподобающее его объему значение, тогда и начинается сбой в системе.

Конечно, сам священник должен это понимать и объяснять прихожанам. И тогда все ошибки, все вредные привычки сами собой будут отпадать. Дерево, растущее криво, будет выпрямляться не потому, что топор лесника его обрубает и делает стройным, а потому, что в самом дереве появится сила жизни, сила иммунитета, которая излечит все болячки. Это касается абсолютно всех вредных привычек.

Например, опоздание на службу, про которое очень часто приходится говорить. Одно дело, когда человек зашел в церковь в первый и последний раз. Прибежал поставить свечку, на молебен подать и сразу уйти, к замечаниям священника или ветеранов-прихожан он относится, как школьник, которого бранят за опоздание. А у школьника главная доблесть – смыться, улизнуть, обмануть, как-то так сделать, чтобы не засекли, не поймали.

Когда же люди постоянно вместе, когда они действительно одна община, молятся все вместе, тогда они понимают, что если они опоздают, то не смогут участвовать в общей молитве, без них Тело Христово будет неполным. И здесь даже не надо ничего объяснять, все понятно само собой. Именно чувство любви ко Христу и радости участия в Евхаристии побуждает человека не опаздывать. Человек делает то, что он любит осознанно, а не из-под палки.

То же самое с неуместным подпеванием хору. Ну хочешь ты петь молитвы, а нот толком не знаешь, – пой, но тихонько. А то таким баритональным фальцетом кто-то начинает вдруг не в лад подпевать. Как у Бродского в стихотворении «Осенний крик ястреба»:

похожий на визг эриний,
вырывается и летит вовне
механический, нестерпимый звук,
звук стали, впившейся в алюминий.

В идеале, конечно, на службе поет вся церковь. Священник приглашает людей к молитве, и все в ней участвуют. Понятно, что много веков церковной жизни не прошли даром и сейчас традиция поменялась, но в тех общинах, в которых налажена евхаристическая жизнь, очень многие песнопения прихожане поют все вместе, тем более что многие церковные песнопения довольно просты в исполнении.

В храмах, где хор представляет собой обособленную культурную единицу, исполняются совершенно уникальные, замысловатые вещи, и им не подпоешь. По этому случаю я всегда вспоминаю историю из книги Фуделя «У стен церкви», где он рассказывает, как однажды, будучи в ссылке в Сибири, зашел в собор на всенощную, помолился и уже собирался уйти, когда ему кто-то сказал: «Куда вы, сейчас же хор будет петь концертное покаяние!» – «Хорошо, что не балетное», – ответил Фудель и ушел.

Конечно, мы должны понимать, что пришли в церковь не для того, чтобы слушать концертное исполнение песнопений. Если я хочу слушать красивое пение, то всегда есть возможность пойти в концертный зал или устроиться дома у музыкального центра в кресле. Если я настроен только на хорошее исполнение, то лучше послушаю что-либо в записи, но если понимаю, что происходит общая молитва, то я должен подумать сам и озаботить своих друзей и церковных собратьев тем, чтобы в этой молитве участвовали все.

Действительно, очень многие песнопения, не только те, которые заповедовал исполнять патриарх Тихон – «Верую» и «Отче наш», – можно исполнять всем храмом. Во многих храмах это понимают и стараются петь все вместе, например, величания святым, тропари праздникам. Потому что молитва – это наше осознанное участие в литургии. Все начинается с Евхаристии, и наше единение со Христом, и наше участие в Его крестной жертве, воскресении, а потом и все остальное постепенно начинает становиться на свои места.

И тогда отношение к тем самым ошибкам прихожан уже не какое-то схоластическое – они нарушили инструкцию, и поэтому теперь их надо выставить к доске на горох или смеяться над ними – а просто естественное исправление худой жизни. Растет дерево, где-то у дерева древесная болячка, но это отсохшее изживается, а дерево растет дальше.

Два разных взгляда на святыню

Благоговение перед святыней укоренено в самой природе человека, в ней есть ощущение сакрального, есть этот ген, который чувствует сакральное. Ведь Бог – Отец, а люди – Его дети. Гены общие, но тем не менее Бог не есть человек, а человек не есть Бог, и между ними существуют отношения, в том числе и иерархические. И вот это ощущение святыни, не чего-то такого, что подавляет, но что больше меня, что является моей путеводной звездой, что способно сделать меня более подлинным, – оно естественно для человека. Есть то место и состояние, в котором будет побеждена смерть, будет побежден грех, исполнятся мои надежды, совершится моя любовь. Это и есть отношение человека к Богу и к божественному как к святыне.

Поэтому, конечно, для человека многое является святыней, в том числе и в храме. Но опять же надо понимать, что в любом деле можно перегнуть палку – ради святыни истребить самого человека.

Как известно, есть два разных взгляда на святыню. Первый взгляд – что есть святыня и есть грешный человек, который ее может моментально осквернить. Как с ребёнком – только дай в руки, сразу всё изломает и испортит. Поэтому надо святыню от человека охранять. В принципе, это понятное движение души, потому что мир полон зла, нечистоты и греха.

Но мир полон не только зла, и человек – это не только грех и нечистота, за человека умер Сам Господь на кресте, и даже в самом падшем человеке помимо греха есть великая святыня внутри. Главная святыня – это Бог, ставший человеком, и сам человек. Все остальные святыни, в том числе храмовые, могут быть, а могут и не быть. Было время, когда христиане собирались в местах, где не было храмов, когда у христиан не было мощей, кроме тех святых мучеников, которые погибали за свидетельство любви ко Христу и своей вере, не было икон и многого из того, что мы сейчас привыкли почитать как святыню.

Это не значит, что надо от всего отказаться, потому что жизнь Церкви была долгой, она прошла большой путь, и теперь материальные святыни: крест, иконы и так далее – несут в себе часть того духа, который был у первых мучеников и который до сих пор жив в Церкви. Но нужно иметь чувство меры по отношению к святыне.

Ложным, охранительным взглядом на святыню очень ловко пользуется враг рода человеческого, который стремится уловить самых лучших и совратить тех, кто стоит ближе к трону Царя Небесного, кто является Его непосредственными служителями – священство. Потому что один священник может нанести больше вреда, чем множество людей, не находящихся в сане. И здесь с этим ложным почитанием святыни очень хорошо сопрягается языческий взгляд на вещи: есть жрец – служитель святыни, и он посредник между профаном и святыней. Отсюда и манипуляции человеком, и проявления власти, и проявления сребролюбия.

Наши новомученики и исповедники нередко высказывали мысль, что времена, когда Церковь подвергается гонениям, когда разрушаются ее материальные святыни – это, конечно, времена ее поругания, но из них можно извлечь очень важный опыт: никакая материальная святыня не ценна сама по себе. Как только человек начинает гипертрофированно служить этой святыне, то сразу исполняются слова Евангелия:

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете».

Святыня должна служить человеку – это евангельский взгляд. Сам Бог пришел для того, чтобы послужить человеку. Этот взгляд не отменяет благоговение перед святыней, не отменяет трепетного отношения к ней, но святыня должна служить человеку, его преображению, а не наоборот

Опасность упрощения

Есть такой крайний взгляд – устроить революцию в Церкви, взять и всё отменить. Понятно, что когда человек видит какие-то испорченные вещи, ему хочется их убрать, но он не понимает, что испорченная вещь – это не плохая вещь, а хорошая, которую испортили. Вот больной человек в больнице – хороший организм, который испортила болезнь, и надо его не пристрелить, а вылечить. Воду выплеснуть, а ребенка оставить в корыте.

То же самое по отношению к святыне. Всё имеет свой смысл – и мощи, и иконы, но всё должно располагаться иерархично, должно занимать свое место в церковном обиходе и в сознании православного человека. Это очень большой труд, и какими-то эскападами, единовременными указами этого не решить.

Год 1917-й как раз показал, что когда люди, которым всё надоело, избрали революционный путь единовременного избавления, стали все святыни выбрасывать, глумиться над ними, очищение Церкви началось совсем в другом контексте. Явилось много новомучеников, много чудес, а те же самые поруганные святыни, которые, казалось бы, уже надоели, вдруг проявили себя совсем по-другому. Стало понятно, что святые, которые изображены на иконах и чьи мощи поруганы, принимают участие в нашей жизни, тоже идут в лагеря, на Голгофу, страдают вместе с людьми.

Помните, знаменитый пример, когда мощи Иоасафа Белгородского выставили в музее, люди начали приходить и поклоняться им, и от мощей стали происходить чудеса. Или иконы, перед которыми молились в музеях – люди получали помощь.

Живая жизнь в Церкви – это очень долгий процесс. Церковь часто осуждают, что она не дает моментальных решений на злобу дня, не реагирует на политические события, например. А Церковь растет неспешно, она живая.

Вот растет дуб, на нем птицы свили гнездо, зеленеют листья, под ним кто-то сидит, по нему какие-то букашки ползают. А вот вокруг него мухи-однодневки скапливаются. Они вьются, кишат: надо всё успеть, у нас только один день жизни. А дуб стоит 150 лет и по-другому смотрит на жизнь. Церковь, конечно, вмешивается в жизнь мира, она отдает себя за жизнь мира до сих пор, идет путем Христовым, но ритм жизни у нее другой, и другой взгляд на вещи.

А судьи кто?

Говорить о правильном поведении в отношении к святыне надо, но прежде всего надо стараться воспитывать человека, объяснять, для чего всё это, что тут малая часть, а что самое важное. Возникает вопрос: а судьи кто, кто будет учить? Чаще получается так, что тот, кто осознал это правильное отношение, тот и будет. Так Господь посылает человека на миссию.

Всё, как на ладони, самого себя не обманешь – и если ты понимаешь суть, ты не сможешь притвориться непонимающим. Всякий человек, который считает себя христианином, послан на проповедь. Именно на проповедь жизни, на проповедь дела Христова, Его воскресения – тем людям, для которых Господь пришел в мир и которые нуждаются в нашей миссии: близкие, друзья, коллеги по работе. И прихожане с вредными привычками.

Подготовила Мария Строганова
http://www.pravmir.ru/o-vrednyih-privyi ... batyushki/


 
Re: О поведении в храме
СообщениеДобавлено: 11 июл 2017, 00:55 
Не в сети
Аватара пользователя

Как правильно вести себя в храме: что можно делать, а чего нельзя?

Подсказывает протоиерей Андрей Николаиди.


Посещая храм впервые, многие теряются и неуверенно чувствуют себя из-за того, что не знают, как правильно возжечь свечу, как правильно написать записку о здравии или об упокоении, где правильно встать. И потому им кажется, что все присутствующие в храме обращают на них внимание, бросают косые взгляды, шепчутся, обсуждают.

Таким людям хочется напомнить, что никто не родился с врожденным знанием церковного этикета, что все, кто находится в православных храмах сегодня, сами тоже когда-то впервые переступали их пороги и тоже не знали, как правильно себя вести. Опыт церковного поведения появляется из опыта церковной жизни, и потому не надо смущаться, что, может быть, кто-то, желая вам помочь, решиться подсказать, как правильно следует поступать в том или ином случае.

Существует психологический тип людей, редко переступающих церковный порог, но уже нашедших оправдание своему поведению. «Я пришел к Богу, Который знает меня от моего младенчества. Зачем мне нужны формальности поведения в храме, ведь мы с Богом выше формальностей, а значит можно и нужно вести себя так, как удобно».

Да, действительно, мы приходим к Всеведущему и Вселюбящему Богу, в Его обитель, отвечая на призыв Небесного Отца, звучащий в глубине наших сердец. Но приходим мы к Отцу не одни, и не в одиночестве совершается наше спасение, а вместе с другими Божиими чадами, которые тоже услышали в глубине своих сердец призыв Творца. И потому мы должны с уважением относиться к чувствам тех, кто стоит в храме рядом с нами. Если наша свобода становится соблазном для других, если мы своей свободой и своим не обремененным формальностями поведением мешаем молиться, беседовать с Творцом кому-то из наших братьев или сестер, значит наше поведение – это проявление нашего эгоизма, а эгоист никогда не научится любить других и, следовательно, не найдет дорогу в чертог любящего всех Бога.

Поэтому, заходя в храм, надо ради других, ради любви и уважения к ним, стремиться соблюдать правила благочестивого поведения. Именно поэтому апостол Павел, обращаясь к коринфским христианам, пишет: «Все должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14:40).

Конечно, тяжело в рамках одной статьи раскрыть все правила поведения в храме. Но первое, что надо помнить, храм – это место особого присутствия Бога на земле, и потому в доме Божьем нужно вести себя благоговейно, спокойно. Конечно же, во время богослужения в храме недопустимы никакие громкие разговоры, смех и посторонние звуки, отвлекающие от молитвы и богопредстояния. Поэтому, заходя в храм, необходимо заранее отключить звук своего мобильного телефона, чтобы случайный звонок не потревожил молитвенной благоговейности и сосредоточенной тишины храма Божия.

Особое внимание нужно уделять одежде, в которой мы приходим на богослужение. Каждый прекрасно понимает, что на аудиенцию к высокопоставленному лицу никто бы не подумал прийти в пляжном костюме или в невыглаженной грязной рубашке. Точно так же, приходя в дом Небесного Царя, следует соблюдать определенные правила. Одежда, в которой мы приходим в храм, не должна быть броской, вульгарной или непристойной. Мужчинам не стоит являться в церковь в спортивных костюмах, шортах и майках, а женщинам не нужно надевать вызывающие откровенные наряды, облегающие юбки и брюки.

Отдельного обсуждения заслуживает вопрос о головном уборе. По традиции, восходящей к завету апостола Павла (1 Кор. 11:10), женщины должны молиться с покрытой головой, то есть во время молитвы, будь она молитвой в храме или дома, женщина должна покрыть голову покрывалом. Эта традиция, освященная апостольским авторитетом и потому обязательная для исполнения, к сожалению, многими забыта.

В современном мире косметика стала обязательной нормой светской жизни, и многие женщины не представляют себя без румян или губной помады. Но перед порогом храма теряют свою силу переменчивые мирские законы моды и обычаи. Нельзя входить в храм с устрашающими чертами боевой раскраски североамериканских индейцев на богосозданном лике. Перед храмом желательно удалить с губ помаду. Дело в том, что в Православной Церкви существует обычай прикладываться ко святому Кресту и к иконам, т. е. целовать их. Когда мы прикладываемся накрашенными губами, активные вещества, содержащиеся в помаде, глубоко проникают в краску и могут безнадежно испортить древний образ. Поэтому то, что признается нормой в обычной жизни, в храме является неприемлемым.

Говоря о правилах поведения в храме, хочется также обратиться и к тем, кто уже долгое время живет церковной жизнью. Приходя в храм, надо помнить, что мы здесь не хозяева и даже не распорядители. Мы лишь гости на Божественном пиру и приглашены на трапезу Божию не по нашим заслугам, а даром, не заслужив такой великой милости. Потому и вести себя необходимо не как хозяевам, приватизировавшим уголок в храме и место в раю, а как служителям всех любящего Господа.

Если мы, пребывая на службе, по собственному нерадению отвлекаемся от молитвы и общения с Богом и обращаем свое внимание на вошедших в храм, это еще совсем не значит, что необходимо одергивать и делать замечание всякому, кто еще мало знаком с правилами поведения в храме. Пройдет время, и такой человек узнает все тонкости внутрицерковного этикета.

Но может случиться и иное. Человек, испугавшись и обидевшись на строгий выговор, развернется и уйдет вдаль от Бога, вдаль от спасения, к которому долгие годы вел его Господь. И тогда Всеправедный Судья на Страшном суде спросит у нас о душе ушедшего от Него по нашей вине. Поэтому давайте не будем становиться причиной осуждения некоторых людей, но, вспоминая свои первые шаги в православном храме, поможем начинающим горячей и искренней молитвой, а замечания оставим для тех, кто по своей иерархической степени поставлен наблюдать за народом Божиим – для священно- и церковнослужителей.

http://pravlife.org/content/kak-praviln ... ego-nelzya


 
 Страница 1 из 1 [ Сообщений: 4 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Наши сайты:
SmertiNet.ruСайт SmertiNet.ruAhirat.ruСайт Ahirat.ru
Наши друзья:
БулгаковианаСайт Булгаковиана
© 2012-2017 Смерти нет!
При поддержке phpBB Group и русскоязычного сообщества phpBB

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Time : 0.056s | 18 Queries | GZIP : On