Сообщения без ответов | Активные темы

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Начать новую тему  Ответить на тему 
 Страница 1 из 1 [ Сообщений: 6 ] 
АвторСообщение
Из золотого века русской поэзии
СообщениеДобавлено: 06 фев 2015, 12:19 
Не в сети

Хочу предложить вниманию всех желающих очень интересное, как мне кажется, стихотворение Евгения Баратынского, написанное в далеком 1839 году.


ПРИМЕТЫ

Пока человек естества не пытал
Горнилом, весами и мерой,
Но детски вещаньям природы внимал,
Ловил ее знаменья с верой;

Покуда природу любил он, она
Любовью ему отвечала,
О нем дружелюбной заботы полна,
Язык для него обретала.

Почуя беду над его головой,
Вран каркал ему в опасенье,
И замысла, в пору смирясь пред судьбой,
Воздерживал он дерзновенье.

На путь ему выбежав из лесу волк,
Крутясь и подъемля щетину,
Победу пророчил, и смело свой полк
Бросал он на вражью дружину.

Чета голубиная, вея над ним,
Блаженство любви прорицала.
В пустыне безлюдной он не был одним,
Нечуждая жизнь в ней дышала.

Но, чувство презрев, он доверил уму;
Вдался в суету изысканий...
И сердце природы закрылось ему,
И нет на земле прорицаний.

<1839>


А теперь несколько пояснений.

В этом стихотворении отразилась позиция Баратынского в споре тогдашних российских интеллектуалов о соотношении логического и интуитивного начал в познании. Поэт присоединился к тем, кто считал «чувство» преобладающим над «разумом».

Выражение «пытать естество» в первой строфе, очевидно, означает «исследовать природу». Слово «доверил» (доверил уму) в последней строфе, вероятно, нужно понимать как «доверился». Наконец, выражение «суета изысканий» в той же строфе, по-видимому, относится к разным научным исследованиям.

Предлагаю желающим высказать свои соображения насчет философского содержания этого стихотворения.

Из стихотворения, как я понимаю, следует такой вывод. Хотя благодаря «суете изысканий» (т.е. науке) человек многое узнал и многого добился, потерял он еще больше. Он перестал быть единым целым с природой, природа перестала ему помогать («сердце природы закрылось ему»), и человек сделался несчастнее, чем был.

Как вы считаете, насколько Баратынский прав в этом?

(И еще один вопрос, мимоходом: как вы понимаете выражение «пытать естество горнилом» в первой строфе? «Пытать естество весами и мерой» – это понятно, это значит - все в природе взвешивать и измерять. Но каким образом можно «пытать естество», т.е. исследовать природу, при помощи горнила, т.е. горна? Что конкретно это может значить? Как думаете?)


 
Re: Из золотого века русской поэзии
СообщениеДобавлено: 07 фев 2015, 00:49 
Не в сети
Аватара пользователя

terrestrial писал(а):
В этом стихотворении отразилась позиция Баратынского в споре тогдашних российских интеллектуалов о соотношении логического и интуитивного начал в познании. Поэт присоединился к тем, кто считал «чувство» преобладающим над «разумом».

Не знаю, Вадим... Я бы сильно на чувства не полагалась, учитывая в каком они у нас замутненном состоянии.

Цитата:
Из стихотворения, как я понимаю, следует такой вывод. Хотя благодаря «суете изысканий» (т.е. науке) человек многое узнал и многого добился, потерял он еще больше. Он перестал быть единым целым с природой, природа перестала ему помогать («сердце природы закрылось ему»), и человек сделался несчастнее, чем был.

Ну тут одно можно сказать точно. - Огромное количество приобретенных человечеством научных знаний не сделало человечество мудрее.
А насчет того, что человек утратил целостность с природой и стал несчастнее... Тут не все так однозначно. Скажем, тот же Порфирий Иванов просто слился с природой. И наверное был по-своему счастлив. Но тем ли путем он шел, и истинное ли счастье обрел? - однозначно, что нет.


Воскрес Христос - и Жизнь вступила в свои права (св. Иоанн Златоуст)


 
Re: Из золотого века русской поэзии
СообщениеДобавлено: 07 фев 2015, 23:54 
Не в сети
Аватара пользователя

Цитата:
ГОРНИЛО
Значение

устар. то же, что горн; печь для накаливания и переплавки металлов, для обжига керамических изделий и т. п. ◆ В то время, когда живописец трудился над этою картиною и писал её на большой деревянной доске, чёрт всеми силами старался мешать ему: толкал невидимо под руку, подымал из горнила в кузнице золу и обсыпал ею картину. Н. В. Гоголь, «Ночь перед Рождеством», 1832 г.
перен. то, что является средоточием каких-либо трудностей, испытаний, переживаний и т. п., что требует твёрдости, мужества ◆ Через горнило бедствий, насильственно отторгая его от дома, от семьи, от суетных забот о жизни, вела его могучая рука к великому подвигу, к великой жертве. Л. Н. Андреев, «Жизнь Василия Фивейского», 1903 г.


Пока человек естества не пытал
Горнилом, весами и мерой,
Но детски вещаньям природы внимал,
Ловил ее знаменья с верой;



Вадим, интересная тема. Попробую как-то выразить свою точку зрения. Она, конечно, может быть ошибочной,но мне кажется так:
Когда Господь создал Адама (т.е. человека), он наделил его, кроме свободы, способностью познавать окружающий мир.

Бытие: 19Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.

20И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.

Кто-то из богословов эти слова Библии объяснил тем, что Адаму (т.е. человеку) дан был дар при сотворении ВИДЕТЬ внутреннюю суть всякой вещи или живого существа. Познавая их, он давал им имена. Для ТОГО, чистого безгрешного человека был открыт бескрайний горизонт познания. В том мире (в раю), который Господь создал для человека, было всё предоставлено в его распоряжение. Был лишь один запрет (ну, Вы помните - не вкушать плода от Древа Жизни). С нарушением заповеди у человека не отняли возможность познавать - Адам и сейчас познаёт окружающий мир. Но, то, что давалось ему в раю легко, сейчас требует неимоверных усилий, ибо нас отделяет от Мира телесная оболочка, которая затрудняет процесс познания. Видимо, именно образ "горнила" и возник у Баратынского, чтобы выразить муки человека, который чувствует, что не может до конца осознать глубинную суть предмета. (Ведь когда-то он, адам, мог безошибочно это сделать)
В первоначальном благодатном состоянии разум и воля человека находились на высокой степени совершенства. Разум Адама, по мнению Блаженного Августина, превосходил разум любого из его естественных потомков. Разум умнейших из потомков Адама, говорил Блаженный Августин, находится в таком отношении к разуму самого Адама, в каком быстрота черепахи к быстроте птицы. Человек легко мог усвоять и постигать как высшие сверхъестественные истины, так и низшие материальные предметы, находясь под влиянием божественного озарения. Если в настоящее время достижение знания сопряжено с великими трудами и усилиями, то в первобытном состоянии знание доставалось человеку без малейших трудов и усилий. http://azbyka.ru/hristianstvo/dogmaty/v ... -all.shtml


 
Re: Из золотого века русской поэзии
СообщениеДобавлено: 12 фев 2015, 11:58 
Не в сети

Алла, спасибо за отзыв.

Чувства у нас, может, и впрямь замутненные. Но все-таки интуиция часто нам подсказывает правильные вещи.

Думаю, что в стихотворении идет не о слиянии с природой, а о гармонии с ней. Наверно, это не одно и то же.

Про П. Иванова ничего определенного сказать не могу, так как мало знаком с его системой.


 
Re: Из золотого века русской поэзии
СообщениеДобавлено: 12 фев 2015, 12:04 
Не в сети

Елена, спасибо за отзыв.

Мне все-таки думается, что в этом стихе слово "горнило" употреблено не в переносном, а в прямом значении, и означает именно "горн". Это представляется весьма вероятным, поскольку это слово стоит в одном ряду с такими словами, как "весы" и "мера", обозначающими конкретные физические предметы.


 
Re: Из золотого века русской поэзии
СообщениеДобавлено: 23 авг 2017, 08:30 
Не в сети

Вот стихотворение Дмитрия Веневитинова - очень талантливого поэта пушкинского времени, который прожил всего 22 года.

СОНЕТ

К Тебе, о чистый Дух, источник вдохновенья,
На крылиях любви несётся мысль моя:
Она затеряна в юдоли заточенья,
И всё зовёт её в небесные края.

Но Ты облёк себя в завесу тайны вечной:
Напрасно силится мой дух к Тебе парить.
Тебя читаю я во глубине сердечной,
И мне осталося надеяться, любить.

Греми надеждою, греми любовью, лира!
В преддверьи вечности греми его хвалой!
И если б рухнул мир, затмился свет эфира

И хаос задавил природу пустотой, —
Греми! Пусть сетуют среди развалин мира
Любовь с надеждою и верою святой!

1824


 
 Страница 1 из 1 [ Сообщений: 6 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Наши сайты:
SmertiNet.ruСайт SmertiNet.ruAhirat.ruСайт Ahirat.ru
Наши друзья:
БулгаковианаСайт Булгаковиана
© 2012-2017 Смерти нет!
При поддержке phpBB Group и русскоязычного сообщества phpBB

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Time : 0.104s | 18 Queries | GZIP : On