Сообщения без ответов | Активные темы

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Начать новую тему  Ответить на тему 
 Страница 3 из 3 [ Сообщений: 22 ] 
На страницу: Пред.  1, 2, 3
АвторСообщение
Re: О чувстве вины перед умершим
СообщениеДобавлено: 29 июл 2015, 11:50 
Не в сети
Психолог
Аватара пользователя

Говоря об истоках чувства вины, следует коснуться двух понятий: «зона ответственности» и «границы наших возможностей».
Человеку свойственно стремление все контролировать и порой ему даже кажется, что он достигает желаемого.

Но так ли это? Не превышает ли это побуждение наших возможностей? Или мы уверены в их безграничности?

Давайте задумаемся над психологическим смыслом такого побуждения: что человеку дает иллюзия контроля? Иллюзия контроля дает ощущение уверенности в завтрашнем дне: «если я за все отвечаю, то уж точно «форс-мажорных ситуаций» не допущу, я все сделаю правильно». Этот портрет наверно подойдет ко многим, ведь реальность современной жизни нам диктует подобные установки. Такая иллюзия на время позволяет сохранить спокойствие, при этом критика сознания заглушается.

Но верующий человек сказал бы, что в подобном состоянии мы не оставляем «места Богу», по причине своей гордыни, мы приравниваем себя Богу:

«душа горделивая есть раба страха; будучи самоуверенной, она боится всякого шороха и даже теней» («Лествица», Сл.21, гл.4).

Убеждая себя на уровне сознания, что я – хозяин своей судьбы, трезвую оценку ситуации мы вытесняем в бессознательное. Но бессознательное может периодически давать сигналы, например, в виде тревоги, страха, что наши возможности ограничены и от «крутых поворотов» в жизни мы не застрахованы. В итоге происходит диссонанс между сознанием, задача которого взвешивать все за и против и принимать оптимальное решение, и бессознательным, куда вытеснено реальное представление о самом себе.

Как же быть? Какой есть выход? А ответ звучит так: «любовь побеждает страх» (1 Ин. 4, 18), любовь к Богу, к ближнему, к самому себе. Задумаемся: умеем ли мы отделять правильную любовь от прочих, весьма порочных качеств, маскирующихся под любовь? Так, современный человек нередко наделен себялюбием - искаженной формой любви к себе, когда он придает очень большое значение своим потребностям и непременно ожидает, чтобы его желания выполнялись в первую очередь и отсюда стремление все контролировать. Сразу перед глазами встает портрет карьериста, знающего себе цену и требующего определенного отношения к себе.

Но себялюбие, вводит нас в конфликт: конфликт с Богом, с людьми, и как ни странно — с самим собой. Себялюбивый (любящий себя искаженно) на самом деле не любит ни себя, ни ближних, ни Бога, что может очень ярко проявляться в периоды уныния и отчаяния. А как же иначе, если окружающие не удовлетворяют его требованиям, не уделяют достаточного внимания, сам себя он не может приблизить к тому всемогущему и всеконтролирующему идеалу, к которому стремится. В итоге и возникает обида на Бога. Ведь любой человек в глубине души понимает, что у него есть какое-то высшее предназначение, определенный высший смысл его существования, для чего он призван к жизни (о чем неоднократно писал австрийский психолог В. Франкл). Но при тех идеалах, которыми он сейчас руководствуется, он почему-то себя ощущает несчастным и с трудом вырывается из сетей апатии и уныния.
Что же такое истинная любовь? Любовь – это умение правильно жертвовать собой. Что значит правильно жертвовать собой? Любящий будет стараться не попадать в рабство, в состояние зависимости от чего-либо или кого-либо, что дает лишь иллюзию покоя, иллюзию смысла жизни.

Истинную любовь психолог А. Фомин определяет как «состояние мира, единства с тем, что тебя окружает. Причем такого мира, когда любовь становится главным смыслом жизни и ее главным источником. Это то, что дает нам возможность принимать свою собственную жизнь и жизнь окружающих как выражение высшей воли. Это часть той Любви, о которой Иоанн Богослов сказал: «Бог есть любовь». Тот, кто познал это состояние, никогда его ни с чем не перепутает… Внутри нас заложена истина, и наша задача эту истину отыскать. Ради чего? Конечно, ради любви к себе. Чтобы жизнь не пропала впустую. Чтобы в жизни был смысл. Иначе зачем жить?».

И конечно же понимаешь , что надо пройти достаточно большой путь и немало потрудиться, чтобы научиться хотя бы частично так любить.


 
Re: О чувстве вины перед умершим
СообщениеДобавлено: 29 июл 2015, 14:02 
Не в сети
Психолог
Аватара пользователя

Чтобы чему-то научиться нам необходимо познать самих себя, иметь трезвое представление о том, с чего же стоит начинать работу. Но трезвого представления надо еще достичь, ведь трезвое видение самого себя у святых отцов называется смирением. Это слово нередко пугает и вызывает противоречивые чувства у людей. Ведь в обыденном представлении смирение порой соотносится с такими понятиями, как рабство, уничтожение чувства собственного достоинства, подавление инициативы и жизненной активности человека. Так ли это?

Слова «смирение» и «мир» - слова однокоренные, ведь об истинном смирении свидетельствует душевный мир человека, безропотное перенесение жизненных невзгод, любовь к Богу и людям. Смиренный не превозносится перед другими, наоборот он стремится к близости с окружающими, проявляет доброжелательность, умеет слышать и слушать, проявляет готовность спокойно и правильно действовать с ближними. Такое поведение будет характерно для человека, стремящегося воспитать у себя смирение.

Если же человек лишен смирения, хотя может таким себя представлять в глазах окружающих, то себя со стороны он не видит – слишком сконцентрирован на своей персоне, проявляя черты нарциссизма. В таком состоянии нет стремления интересоваться другими людьми, и оказывать по необходимости им помощь, проявлять уравновешенное спокойное участие в их делах. Но при этом, он обладает болезненной обидчивостью и раздражительностью, особенно когда уличают его в каких-либо слабостях. Способен ли тогда человек давать адекватную оценку происходящему? Ответ очевиден.

Конечно, в глазах других мы стараемся выглядеть лучше, выполняем определенную роль и начинаем верить, что она – и есть наша личность. Наше несмирение нередко начинается с того, что мы не хотим себе признаться в том, кем мы являемся на самом деле. Смиренный человек не смотрит на недостатки других, т.к. видит свои собственные и в любом конфликте видит долю своей вины.

Смирение предполагает очень серьезную внутреннюю работу, проявляющуюся в стремлении видеть себя в мире таким, какой ты есть в действительности со своими слабостями, видеть свою зависимость от мира. Но при этом очень важно проявлять самоконтроль, ведь есть опасность впасть в уныние, депрессию, озлобленность. Для достижения смирения требуется делать активные шаги для преображения своей личности и своей жизни, для наполнения ее смыслом.

Трезвое осознание своего несовершенства пробуждает стремление улучшить свое внутреннее духовное состояние. В итоге меняется и поведение человека с окружающими, он выстраивает отношения, в основе которых лежит любовь, уважение, доброжелательность, чуткость, уступчивость.


 
 Страница 3 из 3 [ Сообщений: 22 ] 
На страницу: Пред.  1, 2, 3

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Наши сайты:
SmertiNet.ruСайт SmertiNet.ruAhirat.ruСайт Ahirat.ru
© 2012-2023 Смерти нет!
При поддержке phpBB Group и русскоязычного сообщества phpBB

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Time : 0.087s | 19 Queries | GZIP : On