Сообщения без ответов | Активные темы

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Начать новую тему  Ответить на тему 
 Страница 1 из 3 [ Сообщений: 22 ] 
На страницу: 1, 2, 3  След.
АвторСообщение
О чувстве вины перед умершим
СообщениеДобавлено: 09 окт 2012, 00:13 
Не в сети
Аватара пользователя

Таня, вот какой вопрос беспокоит.- Про чувство вины, которое в той или иной степени испытывают многие (или даже все?) люди, переживающие смерть близкого... – Когда горюющий чувствует себя виноватым, начинает говорит о своей вине, то мы как правило начинаем его переубеждать – говорить ему, что «ты не виноват», «твоей вины тут нет», «ты не мог знать наперед», и т.д. Т.е. обычно мы отрицаем вину человека перед умершим, тем самым противореча человеку, себя обвиняющему. И тут очень часто получается так, что наши убеждения в отсутствии вины не приносят желаемого результата, или же дают только кратковременный эффект - а через некоторое время горюющий опять начинает терзаться от чувства вины.
Вот всегда ли в таких случаях надо отговаривать горюющего - убеждать его что он не виноват? - Ведь не секрет, что утешающие люди часто говорят горюющему об отсутствии вины даже в случаях, когда понимают, что эта вина у человека имеет для себя основания - в поступках или словах по отношению к умершему. И вот в таких случаях, когда есть реальная вина, не делаем ли мы «медвежью услугу» для горюющего, убеждая его в том, чего нет? Может правильнее и честнее в таких случаях согласится с горюющим, признать что он действительно виноват, а потом постараться разделить с человеком это нелегкое чувство своим состраданием и участием, разобрать с ним уже конкретную ситуацию, как горюющий ее видит, в чем он действительно виноват, в чем он преувеличивает вину... посоветовать человеку что-то из своего личного опыта, о том как от чувства вины освободится?


Воскрес Христос - и Жизнь вступила в свои права (св. Иоанн Златоуст)


 
Re: О чувстве вины
СообщениеДобавлено: 13 окт 2012, 00:39 
Не в сети
Психолог
Аватара пользователя

Следует сказать, что чувство вины относится к типичным реакциям человека, переживающего утрату.

Но, к сожалению, чувство вины нередко является преградой преодоления горя.

Чувство вины охватывает горюющего при мысли о незначительных шероховатостях, имевших место в прошлом во взаимоотношениях с усопшим.

При этом, в сознании горюющего воспоминания о конфликтах, о малозаметных прежде камешках преткновения, превращаются в непреодолимую преграду.

Слово «должен» не сходит с уст, превращаясь в заклинание: «Я должен был сделать это» или «Я НЕ должен был этого делать». Человек, погружающийся в свою виноватость, ругающий себя за совершенные ошибки, испытывает параллельно трудности в анализе своих «недочетов». Ведь чувство вины горюющего может быть сопряжено с чувством безысходности: теперь нет возможности сказать человеку «прости», что-то объяснить и т.д. Горюющий нередко убежден, что уже невозможно что-либо исправить. И он смотрит в прошлое и «застревает» там. Начинается самобичевание и самонаказание.

Также отмечено, что имевшие ранее место разногласия, враждебные чувства могут отрицаться горюющим, даже перед самим собой. И, чтобы не позволить осознать их, он начинает беспрестанно повторять о том, каким усопший был хорошим. Этот момент может служить сигналом о наличии скрытого чувства вины.

Переживая горе, мы порой не просто находимся в состоянии страдания, но и еще стыдимся этого. Откуда возникает этот стыд проживать страдание, горе?

Эдит Вейскопф-Джельсон отмечала, что «наша современная философия психогигиены пропагандирует идею о том, что люди должны быть счастливы, и что несчастье служит симптомом дезадаптации». При этом «бремя неизбежного несчастья усугубляется у человека ощущением несчастья оттого, что он несчастен». Но ведь на страдание можно посмотреть как на нечто облагораживающее, а не унижающее.

Виктор Франкл в свое время поставил вопрос о смысле страдания. Является ли видимый мир «конечным пунктом»? А может все-таки существует и другое измерение, мир, в котором вопрос о конечном смысле человеческого страдания находит свое разрешение?
Верующий человек понимает, что любовь песком не станет, со смертью человек не исчезает, его душа остается живой.

В. Франкл отмечает, что преходящий характер нашего существования никоим образом не лишает его смысла, но обусловливает ответственность. Почему «ответственность»? Именно от человека зависит осуществление его потенциальных возможностей. Каждый миг он решает, какие возможности будут осуществлены, а какие – обречены на небытие, будет ли он склоняться к добру или ко злу.

Когда наши близкие отходят в иной мир, мы еще и еще раз сталкиваемся с вопросом о нашей ответственности перед усопшими, перед окружающими и перед собой. Как мы разрешим этот вопрос?

Горюющий, поглощенный самобичеванием или идеализацией усопшего с трудом задумывается об умершем, как о реальном человеке, имевшем свои достоинства и свои недостатки, которому сейчас, как и раньше, необходима забота и поддержка, необходима в первую очередь молитвенная помощь.

Окажем ли мы эту помощь усопшему, во многом будет зависеть от того, насколько мы готовы пройти путь страдания, горевания.

При этом от человека не требуется смиряться с абсурдом жизни, но следует признать неспособность постичь ее смысл, смысл страдания в том числе, в рациональных терминах.

Интеллект не способен справиться с данной задачей, но человек имеет возможность ее решить через привлечение духовных ресурсов, опираясь на твердую почву религиозной веры.


 
Re: О чувстве вины
СообщениеДобавлено: 14 окт 2012, 16:54 
Не в сети
Аватара пользователя

Цитата:
Человек, погружающийся в свою виноватость, ругающий себя за совершенные ошибки, испытывает параллельно трудности в анализе своих «недочетов». Ведь чувство вины горюющего может быть сопряжено с чувством безысходности: теперь нет возможности сказать человеку «прости», что-то объяснить и т.д.

Нередко таким образом человек попадает в замкнутый круг, повторяя движение по которому, усугубляет свое душевное состояние... Танечка, а может ли человек, застрявший в круге "чувство вины - невозможность попросить прощения у умершего - самобичевание - усугубление чувства вины..." самостоятельно выйти из этого круга, без помощи другого человека?


Цитата:
Также отмечено, что имевшие ранее место разногласия, враждебные чувства могут отрицаться горюющим, даже перед самим собой. И, чтобы не позволить осознать их, он начинает беспрестанно повторять о том, каким усопший был хорошим. Этот момент может служить сигналом о наличии скрытого чувства вины.

Да, приходилось сталкиваться с таким поведением горюющих близких... - Но если такая ситуация имеет место, как правильно вести себя? Стоит ли пытаться пробудить в сознании горюющего осознание, легализацию этого скрытого чувства вины? Или все же лучше оставить все так, как есть, из опасения причинить человеку еще большую травму?


Воскрес Христос - и Жизнь вступила в свои права (св. Иоанн Златоуст)


 
Re: О чувстве вины
СообщениеДобавлено: 16 окт 2012, 20:46 
Не в сети
Психолог
Аватара пользователя

Евфросиния писал(а):
Нередко таким образом человек попадает в замкнутый круг, повторяя движение по которому, усугубляет свое душевное состояние... Танечка, а может ли человек, застрявший в круге "чувство вины - невозможность попросить прощения у умершего - самобичевание - усугубление чувства вины..." самостоятельно выйти из этого круга, без помощи другого человека?

Очень трудно сказать однозначно, каждый случай уникален и индивидуален. Но ключевой характеристикой, которая делает этот круг замкнутым является - безысходность, от чего усугубляется страдание. Но здесь вспоминаются слова В. Франкла: "Именно в тех случаях, когда человек сталкивается с невыносимой и неизбежной ситуацией, когда он имеет дело с судьбой, которую невозможно изменить, например с неизлечимой болезнью, стихийным бедствием или утратой близкого, ему дается шанс осуществить высшую ценность, постичь глубочайший смысл, смысл страдания. Ибо самое важное – это наше отношение к страданию, отношение, благодаря которому мы принимаем это страдание, берем его на себя".
Возможность восстановиться горюющему во многом будет зависеть от его стремления найти смысл своего страдания, своего состояния, процессов происходящих внутри... и как писал В. Франкл "Страдание каким-то образом перестает быть страданием после того, как обнаруживается его смысл, – такой, например, как смысл жертвенности".
Нередко это состояние тупика и безысходности является сигналом состояния человека. В такие моменты важно остановиться и обратить внимание на те качества, которые заставляют человека заниматься самобичеванием. Почему он это "действие" повторяет, вместо того, чтобы обратить взоры на нуждающихся рядом людей в его помощи и поддержке ,вместо того, чтобы остаться наедине с собой, своими мыслями и заглянуть внутрь: какие страсти в душе затаились? Что мешает быть лучше?

Евфросиния писал(а):
Да, приходилось сталкиваться с таким поведением горюющих близких... - Но если такая ситуация имеет место, как правильно вести себя? Стоит ли пытаться пробудить в сознании горюющего осознание, легализацию этого скрытого чувства вины? Или все же лучше оставить все так, как есть, из опасения причинить человеку еще большую травму?

В свое время ,когда доверие между собеседниками установится, в ходе диалога можно отследить четкие противоречия в характеристиках, которые дает горюющей близкому. Мягко и очень ненавязчиво можно на эти характеристики обратить внимание, но не пытаться убеждать человека, что он имеет те или иные чувства по отношению к кому-либо. Собеседник со 100% уверенностью может говорить только о своих чувствах: "Я почувствовал(а) раздражительность (страх, гнев, тревогу и т.д.) в Ваших словах. Я прав(а) или я ошибаюсь?".
Горюющий может подтвердить Вашу гипотезу или ее отклонить. Он будет честен с собеседником только в том случае если диалог будет протекать в атмосфере взаимного доверия, достижение которого может потребовать много времени.


 
Re: О чувстве вины
СообщениеДобавлено: 26 окт 2012, 19:33 
Не в сети
Аватара пользователя

Цитата:
В такие моменты важно остановиться и обратить внимание на те качества, которые заставляют человека заниматься самобичеванием. Почему он это "действие" повторяет, вместо того, чтобы обратить взоры на нуждающихся рядом людей в его помощи и поддержке ,вместо того, чтобы остаться наедине с собой, своими мыслями и заглянуть внутрь: какие страсти в душе затаились? Что мешает быть лучше?


я думаю что в первое время после смерти близкого человека очень трудно заглянуть внутрь себя . наверное с первого дня начинается самообвинение .
потому что как бы то не было ты начинаешь осознавать что на земле ,в этой жизни уже никогда не сможешь исправить что то ,что связанно с умершим родным человеком . не извинится ,не обнять ,не посмотреть в глаза и никогда не получить от него прощения ...именно от него .
всё в памяти о родном человеке так ярко ,так остро и каждое обидное слово сказанное когда то ему всплывает в памяти ,все разногласия ...
и чувство вины начинает жечь изнутри . начинаешь ругать себя ,да ,самобичевать -потому что ничего ,никогда в этой жизни не исправить перед ним .
чувство вины обостряется особенно в те моменты когда спустя некоторое время сам начинаешь постепенно улыбаться чему то ,когда начинаешь вновь оглядываться вокруг и понимать как прекрасен мир ....
чувство вины за то что ты можешь всё это видеть ,чувствовать ,жить ,а он умер ,его здесь нет и ты не знаешь хорошо ему сейчас или плохо ? где он ?


 
Re: О чувстве вины
СообщениеДобавлено: 03 ноя 2012, 23:49 
Не в сети
Аватара пользователя

Алла писал(а):
потому что как бы то не было ты начинаешь осознавать что на земле ,в этой жизни уже никогда не сможешь исправить что то ,что связанно с умершим родным человеком . не извинится ,не обнять ,не посмотреть в глаза и никогда не получить от него прощения ...именно от него .

Таня, а ведь существуют определенные упражнения, техники, имитирующие этот процесс - попросить прощения у умершего. Учитывая, что речь идет о прощении от умершего, то наверняка многие из этих техник носят эзотерический и оккультный характер. А есть ли эффективные и в тоже время духовно-безопасные психологические способы/упражнения попросить прощения у умершего, помогающие горюющему освободиться от чувства вины?

Цитата:
чувство вины обостряется особенно в те моменты когда спустя некоторое время сам начинаешь постепенно улыбаться чему то ,когда начинаешь вновь оглядываться вокруг и понимать как прекрасен мир ....

Да, такое часто встречается. Но ведь это совершенно необоснованное чувство вины - когда человек чувствует себя виноватым перед умершим за то, что потихоньку начинает радоваться жизни, идя по дороге переживания горя. И такая необоснованная вина наверняка является серьезным фактором, ведущим к застреванию в горе.
Вот что можно посоветовать горюющему, который чувствует себя виноватым перед умершим за появляющиеся радость, интерес к жизни?


Воскрес Христос - и Жизнь вступила в свои права (св. Иоанн Златоуст)


 
Re: О чувстве вины
СообщениеДобавлено: 05 ноя 2012, 13:55 
Не в сети
Аватара пользователя

если Бог Милостивый прощает ,если близкий умерший человек и не обижен вовсе был ,а если и был то простил уже давно ещё при жизни тут...
а сам себя простить не можешь ?потому что это личное восприятие ситуаций в жизни ...
самопрощению научится как ? или это не правильно прощать самого себя ?


 
Re: О чувстве вины
СообщениеДобавлено: 09 ноя 2012, 22:13 
Не в сети
Психолог
Аватара пользователя

Я бы предложила сейчас обсудить не техники и методы. Они отвечают на вопрос: как делать? А мне думается, мы еще не решили с вопросом: что делать?

Итак, мы обсуждаем чувство вины…Когда оно возникает? Тогда, когда мы осознали, что совершенный поступок противоречит заповедям, определенной системе ценностей, законам. А теперь следует задаться вопросом: что дает человеку чувство вины? Зачем это чувство необходимо человеку?

Чувство вины (не путаем с самоуничижением) сигнализирует нам, что определенные поступки, мысли, желания разрушают душу человека, пагубно влияют на окружающих, а следовательно, надо приступать к тяжелой но очень необходимой работе над собой –искоренять страсти и воспитывать добродетели.

Возможно, усиливающееся чувство вины дает сигнал о том, чтобы еще раз задуматься над смыслом своего бытия, задуматься над необходимостью пересмотреть и изменить свою жизнь.

Давайте вспомним слова свт. Игнатия Брянчанинова: «Удел всех человеков на земле, удел неизбежный ни для кого – смерть. Мы страшимся ее, как лютейшего врага, мы горько оплакиваем похищаемых ею, а проводим жизнь так, как бы смерти вовсе не было, как бы мы были вечны на земле». А ведь память смертная, «усвоившись в душе, рассекает дружбу ее с грехом, со всеми наслаждениями греховными».

Может усиливающееся чувство вины нам говорит о том, что мы забываем о смерти как о завершающей точке нашей земной жизни. Как писал свт. Игнатий Брянчанинов: «Тщетно сияет солнце с чистого неба для очей, пораженных слепотою, - и вечность как бы не существует для сердца, обладаемого пристрастием к земле…».

Возможно, чувство вины заставляет задуматься над следующими вопросами: что мы делаем, чтобы приготовиться достойно к переходу в вечность? что мы делаем, чтобы подготовить наших близких? и что мы сделали, чтобы подготовить к вечности усопшего?

Еще раз повторюсь, если мы верим, что душа человека бессмертна, следовательно ему сейчас, как и раньше, необходима забота и поддержка, необходима в первую очередь наша молитвенная помощь, но чтобы такую помощь оказывать мы сами должны духовно расти, пока есть еще время.


 
Re: О чувстве вины перед умершим
СообщениеДобавлено: 11 ноя 2012, 21:41 
Не в сети
Аватара пользователя

Tatyana A писал(а):
Чувство вины (не путаем с самоуничижением) сигнализирует нам, что определенные поступки, мысли, желания разрушают душу человека, пагубно влияют на окружающих, а следовательно, надо приступать к тяжелой но очень необходимой работе над собой –искоренять страсти и воспитывать добродетели.

Таня, это действенный путь, наверное единственный - который может принести стабильные результаты. Но он требует веры, терпения, постоянства, и конечно же времени.

Но ведь очень часто люди, переживающие горе, на момент несчастья или совсем не имеют веры, или же она очень слабая. На то, что бы она зародилась или окрепла - нужно время.
И как правило как раз такие люди наиболее тяжело переживают чувство вины перед умершими. Уже одна интенсивность такого переживания очень подрывает и отнимает душевные силы человека, которые ему так понадобятся на пути к вере и работе над собой.
И получается как-бы замкнутый круг - когда чувство вины усиливает ощущение безысходности, а она в свою очередь подрывает слабую веру, или же усиливает неверие. Это наверное не такие уж редкие случаи среди переживающих горе.

Все же для обретения памяти смертной нужна определенная стабильность и крепость души, которых в таких случаях недостает. Ведь нередки случаи, когда мы советуем знакомому человеку страдающему от чувства вины, пойти на исповедь. - Он идет, но это ему не помогает. И понятно, что не помогает - ведь нет должной веры. Но от этого человек отчаивается еще больше.
Тут наверное прежде всего нужна какая-то психологическая помощь, которая позволит человеку хоть немного стабилизировать свое состояние, перевести дух. Как можно помочь такому человеку? Что ему делать? Или же тут невозможно дать каких-либо универсальных советов?


Воскрес Христос - и Жизнь вступила в свои права (св. Иоанн Златоуст)


 
Re: О чувстве вины перед умершим
СообщениеДобавлено: 14 ноя 2012, 21:39 
Не в сети
Психолог
Аватара пользователя

Евфросиния писал(а):
Но ведь очень часто люди, переживающие горе, на момент несчастья или совсем не имеют веры, или же она очень слабая. На то, что бы она зародилась или окрепла - нужно время.
И как правило как раз такие люди наиболее тяжело переживают чувство вины перед умершими. Уже одна интенсивность такого переживания очень подрывает и отнимает душевные силы человека, которые ему так понадобятся на пути к вере и работе над собой.
И получается как-бы замкнутый круг - когда чувство вины усиливает ощущение безысходности, а она в свою очередь подрывает слабую веру, или же усиливает неверие. Это наверное не такие уж редкие случаи среди переживающих горе. Все же для обретения памяти смертной нужна определенная стабильность и крепость души, которых в таких случаях недостает. Ведь нередки случаи, когда мы советуем знакомому человеку страдающему от чувства вины, пойти на исповедь. - Он идет, но это ему не помогает. И понятно, что не помогает - ведь нет должной веры. Но от этого человек отчаивается еще больше.
Тут наверное прежде всего нужна какая-то психологическая помощь, которая позволит человеку хоть немного стабилизировать свое состояние, перевести дух. Как можно помочь такому человеку? Что ему делать? Или же тут невозможно дать каких-либо универсальных советов?


Да, именно так обычно и происходит. И память смертная - это действительно та высота, к которой стоит стремиться.
Предположим, что горюющий - маловоцерковленный человек. И сконцентрируемся просто на чувстве вины. Здесь можно перейти в плоскость рационального анализа.

Обратимся к самому понятию, что такое вина? Проанализируем его.

М.В. Гамезо дает такое определение: Вина - это эмоция, возникающая при нарушении моральных норм. Без принятия общественных норм не возникает. Вина выражает осуждение субъектом своего поступка и себя, снижение самооценки, раскаяние и возможность исправиться.

Хочется подчеркнуть именно последнее слово - "исправиться".

Чувство вины сигнализирует нам, чтобы мы исправили впредь свое поведение...а нам всегда так хочется вернуться в прошлое, в ситуацию, в которой мы повели себя не должным образом. Но, объективно, возможно ли это? Рассуждая трезво, в наших ли силах повернуть течение времени? Думаю ответ очевиден. Но этого ответа не достаточно. О чем же нам следует задуматься, когда мы испытываем чувство вины?

Полезно задать себе следующие вопросы: "какие же качества в той ситуации (из-за которой мы испытываем чувство вины) мы проявили? Мы гневались, осуждали, не были чуткими и внимательными, терпеливыми к ближнему? Какой нравственный закон, какие моральные нормы мы нарушили?"

Возникает сразу вопрос: зачем же такое самокопание? к чему этот анализ, если мы говорим о чувстве вины горюющего перед усопшим? Ведь он никогда не сможет уже прощения попросить.

А давайте представим ситуацию, когда один человек перед другим просит прощения, в чем он его заверяет? Он заверяет его, что исправится, что больше нравственный закон нарушать не будет.

Да, возможно мы не успели усопшему мы сказать слова "прости", но что мешает выполнить то обещание, которое хотели дать: исправиться?

Эти вопросы можно поставить перед горюющим и дать ему возможность найти на них ответы.


 
 Страница 1 из 3 [ Сообщений: 22 ] 
На страницу: 1, 2, 3  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Наши сайты:
SmertiNet.ruСайт SmertiNet.ruAhirat.ruСайт Ahirat.ru
Наши друзья:
БулгаковианаСайт Булгаковиана
© 2012-2017 Смерти нет!
При поддержке phpBB Group и русскоязычного сообщества phpBB

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Time : 0.078s | 18 Queries | GZIP : On